НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

ШПД, ВВП и уровень бедности. Где причины, а где следствия?

Более широкое приобщение граждан к Интернету поможет населению стать богаче, а стране в целом увеличить свой ВВП. [spoiler]

Такой вывод делают авторы исследования “Connecting the World & Ten Mechanisms for global inclusion” проведенного Strategy&, подразделением PwC по оказанию услуг в области стратегического консультирования. Основные итоги этого исследования (в нем проанализированы данные по 120 странам за десятилетний период) были обнародованы вчера.



В соответствующем отчете есть таблица (она изображена ниже), в которой особый интерес представляет первая строка (% population online). В ней идет речь о доле населения некоторых регионов планеты, которая имеет постоянный (и, надо полагать, широкополосный) доступ к Сети.



Какова эта доля для России, в публичном отчете PwC не раскрывается. Но её можно прикинуть.

К примеру, согласно оценкам GfK, к концу минувшего года в нашей стране уровень проникновения Интернета в России составлял 67,5%, а к концу нынешнего года составит 70,4%.


Источник: GfK, 2016 г.

Эти оценки близки к оценкам Минкомсвязи, согласно которым в нашей стране на начало апреля доступность услуг проводного ШПД достигла 66,7%. При этом современная технология связи мобильного интернета LTE уже доступна на территории, где проживает 60% населения страны…

Много это или мало? Если сравнивать со среднемировым проникновением Интернета (по оценкам PwC, на конец 2014 года данный показатель составлял 41%), то много. А если сравнивать с данными по Северной Америке (87%, по оценкам PwC), то мало. Если же проводить сравнение с Европой и Центральной Азией (69%, по оценкам PwC), то по уровню проникновения Интернета мы смотримся относительно неплохо. Хотя, конечно, есть куда расти и к чему стремиться.

Что будет, если уровень проникновения Интернета (в терминах PwC, % population online) увеличится?

В отчете PwC утверждается: “Благодаря повсеместному распространению интернета 500 миллионов человек смогут преодолеть черту бедности, а мировой ВВП увеличится на 6,7 триллионов долларов США”.

Не совсем понятно, что в данном случае считается “уровнем бедности”? Ведь для каждой страны (и даже каждого региона отдельно взятой страны) прожиточный минимум свой…. Ну да не в этом дело. Важнее понять, каким образом более широкое приобщение граждан к Интернету поможет населению стать богаче, а конкретной стране увеличить свой ВВП?

В упомянутом выше отчете упомянуты три фактора, способные повлиять на эти параметры:

• Образование
• Социальные сервисы
• Создание благоприятных условий для развития экономики




Против влияния этих факторов трудно возразить. Если люди станут умнее, социальные сервисы доступнее, а условия для развития экономики – благоприятнее, то ВВП страны и в самом деле увеличится. Проблема лишь в том, что, как уже отмечалось, cвыше 37 млн. россиян до сих пор не имеют доступа к ШПД.  И никто точно не знает, когда для жителей небольших населенных пунктов нашей страны проводной и беспроводной ШПД станет столь же доступным, как и для жителей небольших городов.

Что же делать? Ждать повышения ВВП и выделения денег, необходимых для оптоволокнизации всей страны? Или выделить деньги, необходимые для оптоволокнизации всей страны и, как следствие, повышения ВВП?
Колесов Андрей
Говоря проще, никакой прямой зависимости нет.
О чем тогда разговор?
Какая-то корреляция, конечно, есть. Какая-то...
И не нужно думать, что если МКС проведет Интернет во все деревни, то ВВП будет расти...
Donat Lipkovsky
О какой грамотности идёт речь? Колличество айфонов на душу населения это показатель грамотности? думаю в сегодняшних реалиях да. Вопрос "какой грамотности?" оставляем в стороне. Уровень проникновения в Интернет с увеличением количества айфонов в российском обществе растёт. Вопрос - в каких странах растёт ВВП при увеличении колличества айфонов на душу населения, ну и разумеется использования импортных сервисов?!
Donat Lipkovsky
У нас министр и его жена, а так же чиновник любого ранга и его жена, эта новая форма домохозяйств в России. Понятно, что между домохозяйством обычного российского негра и домохозяйством, скажем, господина Шувалова будет впечатляющая разница. Зато, есть горизонт, так сказать, путеводный ориентир, к чему стремиться.