НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Если бы депутатом Госдумы был я. Какие вопросы задал бы я главе Минкомсвязи Н. Никифорову

11 мая в Госдуме на Правительственном часе выступил руководитель Минкомсвязи Николай Никифоров, о чем на следующий день сообщила пресс-служба министерства. Признаться, я не очень знаю, в чем смысл этого традиционного обряда. Как догадываюсь, там не выносится каких-то решению по итогам собрания (хотя в советское время на подобных партхозактивах все же принимались какие-то решения, хотя бы типа "принять к сведению"). Скорее всего, просто пообщаться, узнать чем занимается орган исполнительной власти, возможно даже задать вопросы. Во всяком случае, пресс-релиз МКС содержит только текст доклада  начальника ведомства, про реакцию депутатов там ничего не сказано...

Не знаю, были ли у избранников народа, вопросы к министру. А вот у меня, после прочтения появились. Вопросы, надо сказать, довольно традиционные, можно даже сказать, риторические. Потому что я задаю (или "про себя", или в публикациях) их уже практически после каждого подобного выступления министра. И не получаю ответа. Но все же хочу некоторые вопросы в очередной раз озвучить.
[spoiler]
Главный, общий вопрос: почему в докладе явно превалируют темы "делается" и "будет сделано", а уже сделанному отведено так мало внимания?

Второй вопрос: почему в отчете там много общих слов и мало конкретики?

Теперь поясню главные вопросы более конкретными:

Мы продолжаем реформу так называемых универсальных услуг связи: на средства Фонда универсальных услуг связи в настоящее время строится более 215 тысяч километров волоконно-оптических линий связи. Они дойдут до 14 тысяч точек доступа в небольших населенных пунктах. Это села размером от 250 до 500 жителей. По пути кабель пройдет также через более крупные населенные пункты, села, где проживает от 500 жителей и более.

1. Когда проект был начат и когда он должен быть завершен?
2. В каком состояние реализация проекта на сегодня (на сколько %% выполнен план)?
3. Насколько реальный график работ соответствует плановому?

Когда мы закончим реализацию проекта, 97% граждан будут иметь возможность быстро и недорого, на хорошей скорости подключиться к интернету.

1. Опять – когда же он закончится?
2. Что значит "недорого" и "на хорошей скорости"? Какие конкретно величины? Зафиксированы ли такие показатели в плановом задании на проект?

Сегодня во многом именно средства “Ростелекома” являются основой для реализации этой программы. Несмотря на то, что есть софинансирование из Фонда универсальной услуги, к сожалению, объективные бюджетные ограничения приводят к тому, что государство не в полной мере исполняет свои обязательства перед оператором, который ведет эту большую стройку.

Мы как министерство против такого подхода. Мы считаем, что все средства Фонда универсальной услуги связи должны целевым образом идти исключительно на реализацию этого проекта.

1. Сколько именно средств тратится по этой программе и сколько приходится на долю Ростелекоа?
2. Каковы именно были обязательства государства и на сколько они выполняются
3. Каков бюджет Фонда универсальной услуги? Скольно хотят выделить на реализацию проекта?

Также хочу рассказать о поправке к закону “О связи”, которую внес заместитель Председателя Госдумы Сергей Железняк, и благодаря которой сокращен срок рассмотрения претензий абонентов к операторам связи. Теперь он не превышает 30 дней.

А каков был этот срок раньше? Не кажется ли вам, господин министр, что 30 дней на рассмотрение претензии абонентов в 21-м веке – это многовато?

Перейду к теме развития электронного правительства. Напомню, что Президент нашей страны в майских указах определил совершенно конкретный показатель — к 2018 году 70% оказываемых услуг в нашей стране, я имею в виду государственные и муниципальные услуги, должно предоставляться гражданам в электронном виде. На сегодня мы отмечаем рост и достигли показателя 40%.

1. А каковы плановые показатели по %% в 2015 году (они были определены в указах президента)? Вы выполняете намеченный тогда план-график?
2. В качестве ключевого показателя данного проекта в тех же указах задана "удовлетворенность граждан услугами". Причем там есть плановые показатели по годам. Почему вы, г-н министр, ничего не говорите об этих показателях?

Хотел бы отдельно отметить пилотный проект, в рамках которого в Московской области смогли отказаться от бумажных рассылок писем. Целый ряд писем приходит у нас в бумажной форме: различные налоговые уведомления, информация от судебных приставов, штрафы за нарушение правил дорожного движения. По старинке многие годы это делалось именно таким образом. Мы последовательно реализуем проект, чтобы все это происходило в электронном виде.

1. Насколько я помню, этот проект должен уже давно должен был реализован в промышленном варианте по все стране. Почему он выполняется с отставанием от планов? И каков именно план-график реализации проекта в полном масштабе?

Разрешите перейти к теме развития отрасли информационных технологий. Самое яркое нововведение здесь — так называемый реестр отечественного программного обеспечения.

1. Это единственное, что вы можете сказать о положении дел в ИТ-отрасли?
2. Какова динамика ее развития за последние два года? Как менялась "российская" доля на ИТ-рынке в свете общей стратегии на импортозамещение?

По данным отраслевых ассоциаций, российские разработчики в 2015 году обеспечили экспорт ИТ-услуг и продуктов в размере 7 млрд долларов. То есть мы видим, что это точка роста российской экономики, которая является, в том числе, и серьезной экспортоориентированной статьей дохода нашего бюджета.

1. А какой доход получает сегодня наш бюджет от этих "7 млрд. долл"?

Вместе с Минобрнауки продолжаем увеличивать количество бюджетных мест в наших вузах по ИТ-специальностям. Эта цифра увеличилась с 2012 года с 25 тысяч таких бюджетных мест уже до 42 тысяч. Это важный прирост. Нашей стране нужно больше программистов. Они нужны не только для ИТ-отрасли, но и для повышения конкурентоспособности всех других отраслей народного хозяйства.

1. А сколько этих выпускников работает в стране по ИТ-специальности после окончания вуза?

Сфера ЖКХ занимает первое место в тройке отраслей-лидеров по объему оказания платных услуг населению. Здесь мы совместно с Минстроем реализуем важный проект, который называется “ГИС ЖКХ” — государственная информационная система в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Идея проекта очень проста: мы хотим каждому гражданину, каждому домохозяйству в стране в едином государственном федеральном ресурсе открыть доступ ко всем данным, которые демонстрируют, как оказываются, рассчитываются и оплачиваются жилищно-коммунаольные услуги.

1. А зачем нужна такая федеральная система? Сегодня эта задача уже вполне успешно решается на региональном и муниципальном уровне.

Как вы знаете, законопроект о почтовой связи уже достаточно продолжительное время отрабатывается Государственной Думой, коллегами в Правительстве. Нам, конечно же, необходимо завершать эту работу. Мы здесь находимся в тесном взаимодействии с профильным комитетом.

1. Законопроект "обрабатывается" уже несколько лет. В чем причины такого "долгостроя"?

В завершении своего выступления хотел бы кратко проинформировать вас о том, что мы ведем активную работу, в том числе на международной арене. В сфере ответственности нашего министерства находятся межправительственные комиссии по взаимодействию со Словенией, Камбоджой и Лаосом. По всем направлениям реализуются интересные инвестиционные проекты.

1. Вам не кажется, г-н министр, что список ваших международных комиссий не очень велик, а главное – при всем уважении к перечисленным контрагентам – ваши партнеры все же далеко не из числа ведущих стран мира?

===============
Вообще-то, вопросов у меня больше, чем написал тут. Но и этого, думаю, пока достаточно.
Интересно все же получить на них ответы…

Мне скажут: "задай их через пресс-службу МКС".
Я пробовал, не раз. Не получается, просто не отвечают.
Алекс Алекс
В явном виде я в посте об этом не говорил, но в неявном мое мнение довольно однозначным было изначально - никакой системы не будет. И в чем я не прав?

Потом может и "не будет", но
Сейчас в строго установленный срок, а затем постоянно все организации ЖКХ обязаны (а иначе штрафы) забивать ВСЕ данные о домах, жильцах, начислениях им за ЖКУ и КР в эту систему. Одни делают это вручную, другие пытаются автоматизировать. Кстати, проверьте данные о вас в ГИС ЖКХ есть?



Колесов Андрей
А понимаю, что работа кипит, но только не понятно, зачем она нужна :-)
Алекс Алекс
1. Устанавливается монополия на оплату
2. Нам объясняют, что это нам нужно, но на самом деле - нам это не нужно.