НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Свыше 37 млн. россиян не имеют доступа к ШПД. Это ставит под вопрос успешность цифровой революции и становления цифровой экономики

Очень мне нравится слайд, который представители J’son & Partners Consulting демонстрируют на конференциях, посвященных Интернету вещей (IoT), как потребительскому (CIoT), так и индустриальному (IIoT).[spoiler]

Этот слайд вы видите ниже. Суть его в том, что Интернет вещей, который считают основой четвертой индустриальной революции, стирает разницу между городом и деревней. Делая последнюю местом, куда более приспособленным для жизни, работы и творчества. Согласитесь, что жить в небольшом населенном пункте на свежем воздухе (питаясь при этом экологически чистыми продуктами с ближайшей фермы) и не стоять в многокилометровых автомобильных пробок сильно лучше, чем проводить время в мегаполисе. Даже если сей мегаполис считается “умным городом”.



Источник: Доклад Александра Герасимова (директор Департамента ИТ и облачных сервисов, J’son & Partners Consulting) “Что такое Интернет вещей и как он меняет облик городов”, сделанный 20 апреля этого года в рамках  сессии “Экосистема IoT” выставки-конференции выставки “Expo Comm Russia 2016”.


Но вся эта идиллия, характерная для постиндустриального общества и цифровой экономики, о которой не говорит только ленивый, возможна лишь в случае цифрового равенства. Проще говоря, тогда, когда для жителей небольших населенных пунктов проводной и беспроводной ШПД станет столь же доступным, как и для жителей небольших городов.

А вот с этим у нам пока, увы, большие проблемы. 21 апреля состоялось расширенное заседание годовой коллегии Минкомсвязи, в котором приняли участие более 300 представителей органов государственной власти, субъектов РФ и руководителей инфокоммуникационной отрасли.

На этом заседании глава Минкомсвязи Николай Никифоров, среди прочего, отметил: “Уровень проникновения мобильного интернета в России на сегодняшний день превышает уровень проникновения проводного широкополосного доступа в интернет. Доступность услуг проводного ШПД достигла 66,7%. При этом современная технология связи мобильного интернета LTE уже доступна на территории, где проживает 60% населения страны…Мы приступили к строительству волоконно-оптических линий связи. Всего предстоит построить 215 тысяч километров, это около 14 тысяч точек доступа в конкретных населенных пунктах. Речь идет о селах с населением 250–500 жителей, где интернета раньше либо не было вообще, либо он предоставлялся по такой технологии, на такой скорости и по такой цене, что фактически делало его недоступным. По пути в села с населением от 250 до 500 жителей будем заходить и в другие населенные пункты. Не секрет, что много населенных пунктов еще не подключено по оптике в диапазоне от 500 до 10 000 жителей. Суммарно потенциальный охват этой программы достигает 37 млн. человек.





Источник: Доклад Николая Никифорова на расширенном заседании годовой коллегии Минкомсвязи, 21 апреля 2016 г

Итак, 37 млн. россиян, проживающих в населенных пунктах, насчитывающих от 500 до 10 тыс. жителей, по-прежнему лишены услуг ШПД. К числу “неширокополосных” граждан необходимо также добавить людей, проживающих в населенных пунктах численностью до 500 жителей. Одному Богу известно, когда ШПД дойдет и до них…  :(  И дойдет ли вообще…  :(

Как известно, программа оптоволокнизации страны была определена отдельным решением Правительства, а деньги на её реализацию выделяются “Ростелекому” из так называемого фонда универсального обслуживания. Однако не все так просто. Николай Никифоров отмечает, что “объективные бюджетные ограничения приводят к тому, что фонд универсального обслуживания недополучает финансирование. Мы выступаем против такого подхода, озвучивали это многократно на самых разных бюджетных совещаниях, в том числе с участием Председателя Правительства. Не так давно это детально обсуждалось сенаторами в ходе моего доклада в Совете Федерации. Будем продолжать последовательную политику в отношении того, что средства фонда универсального обслуживания должны целевым образом использоваться исключительно на реализацию ранее поставленных задач. Если мы будем на ходу менять правила игры, то никакую реформу реализовать невозможно. Раз уж договорились реализовать эту самую большую в мире стройку ВОЛС, то нужно этого придерживаться”.

Одним словом, вину за недооптоволнизацию страны глава Минкомсвязи возлагает на Правительство РФ. Итак, кто виноват, понятно. Но что делать? Может, компаниям, чей бизнес связан с реализацией цифровых услуг, есть смысл принять посильное участие в расширении количества своих потенциальных клиентов (то есть жителей, которым доступны услуги ШПД)?


Источник: Доклад Николая Никифорова на расширенном заседании годовой коллегии Минкомсвязи, 21 апреля 2016 г

Из приведенной выше диаграммы видно, что расходы населения на услуги связи устойчиво растут. И по своим объемам уступают разве что расходам на ЖКХ и транспорт. То есть бизнесу есть смысл бороться за то, чтобы доступ к ШПД имело максимально возможное число граждан.



Да и у граждан есть потребность в ШПД. Она (эта потребность) сильно превышает потребность коз в баянах (рисунок, который вы видите выше, заимствован из доклада “Новые инфокоммуникационные технологии -- основа четвертой индустриальной революции (INDUSTRIE 4.0)”, который Владимир Комашинский (д.т.н., заместитель директора по научной работе Института проблем транспорта им. Н. С. Соломенко Российской академии наук) сделал 20 апреля этого года в рамках  сессии “Экосистема IoT” выставки-конференции выставки “Expo Comm Russia 2016”.


Donat Lipkovsky
По Интернету вещей главный вопрос не "цифровое равенство", а безопасность. Как мудрые разработчики собираются её обеспечивать в нынешних условиях совершенно непонятно. Думаю, Интернет вещей, только усилит хаос в цифровом мире, который естественно отразится самым гнусным образом на не цифровой реальности.
Митин Владимир
По Интернету вещей главный вопрос не "цифровое равенство", а безопасность.

Если ШПД нет, то и большинство Интернет-вещей работать не будут... :(

Пользователь, приобретающий интернет-вещь (или, к примеру, оборудующий "умный дом") первым делом задается вопросом "А зачем мне это нужно (что это мне даст)?". И лишь потом задумывается о том, насколько это безопасно... Все знают, что небезпасно ездить на машине, летать на самолете, плавать на теплоходе и так далее... Однако ведь миллиарды людей ездят, летают и плавают... Да и смартфонами с далеко небезопасной GPS-функциональностью пользуются. И банковские карточки без чипа (с одной лишь магнитоной полосой) эксплуатируют... И диспансеризацию каждый год не проходят... :(

Все знают чеховского героя, главная забота которого была в том, "как бы чего не вышло"... Не самый лучший пример для подражания...

Только не подумайте, что я против решений, обеспечивающих ИТ-безопасность. Наоборот -- только за. Однако не надо ставить их во главу угла! Все же главное достоинство машины или квартиры -- не надежность замка! :)
Donat Lipkovsky
Только не подумайте, что я против решений, обеспечивающих ИТ-безопасность. Наоборот только за. Однако не надо ставить их во главу угла!
Только не подумайте, что я против Интернет вещей. Наоборот только за. Однако не надо ставить их во главу угла! Главный недостаток машины или квартиры не надёжность замка! Главное насколько они будут действительно "ВАШИМИ" и кто ещё кроме вас будет ими управлять.
И дело тут не только в отсутствии на сегодня достаточного уровня защиты для подобного рода технологий. Да технологии будут развиваться. Но уже сейчас ясно, что человек не способен адекватно справляться с теми вызовами, которые новые технологии порождают. Он уже давно не поспевает за техническим прогрессом. Этот дисбаланс можно продолжать игнорировать, что человечество и делает, но уже сейчас видны его разрушительное последствия на человеческое общество.
Ещё раз повторю - я не против прогресса, я против дисбаланса.
Кстати, об этом постоянно пишет Владимир Безмалый, рассказывая о дисбалансе безопасности с одной стороны и функциональности с другой, уже имеемых сегодня на рынке устройств и технологий, где безопасность приносится в жертву маркетинговым соображениям.
Собственно я об этом.