НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Локализация в процессе импортозамещения

Импортозамещение стало одним из самых модных аспектов развития отечественной экономики. Сейчас уже понятно, что сводить все вопросы снижения зависимости от импорта иностранной продукции к импортозамещению не совсем правильно. Ведь есть и другие пути решения тех же задач, причем менее затратные и более эффективные. В их числе – локализация зарубежной техники в нашей стране. [spoiler]
Этому вопросу был посвящен открытый диалог “Локализация производства коммуникационного и радиоэлектронного оборудования, приборов и устройств для ИКТ-отрасли в России”, прошедший во второй декаде февраля в Москве. Эпиграфом к данному мероприятию была выбрана фраза “Локализация – самый короткий путь к импортозамещению”, которая принадлежит Денису Мантурову, министру промышленности и торговли РФ.
Минпромторг уже имеет положительный опыт локализации производства в автопроме, можно ли теперь его перенести на сферу ИКТ? Да, кое-что можно перенять при наличии политической воли у руководства страны и при проведении соответствующего таможенно-тарифного регулирования и получить сопоставимые с автомобилестроением результаты и в области инфокоммуникаций, отмечали участники встречи.
Режим промышленной сборки автомобилей, принятый в России, подразумевает достижения необходимого уровня локализации производства (отношения стоимости компонентов и затрат, произведенных на территории РФ к отпускной цене машины) в обмен на беспошлинный ввоз компонентов. Он осуществляется в несколько этапов: сначала освоение и замена простых деталей (диски, шины, коврики, аккумуляторы), потом более сложных (двигатели, трансмиссии, кузова).
Объективно для локализации тех или иных изделий нужно наличие заметного по мировым меркам объема рынка сбыта, отсутствие глобально конкурентоспособных национальных производителей, необходимость инвестирования трансферта технологий, необходимость создания рабочих мест и стимулирования инвестиционной активности.
Развитие автопрома через локализацию в РФ включало в себя таможенно-тарифные решения, протекционистские ограничительные меры (административные и технические барьеры), меры по стимулированию сбыта (программы утилизации, льготное автокредитование, госзакупки), меры по привлечению инвесторов, отметил Андрей Безруков, директор по стратегическому маркетингу GS Group.
В числе условий для таможенного регулирования он выделил четыре позиции: объем внутреннего рынка должен быть достаточен для создания новых или развития старых производств; импортные товары занимают на рынке существенную долю, за счет ее перераспределения может быть обеспечено развитие национального производства; необходимые технологии доступны и освоены в стране; существует необходимый для развития производств кадровый потенциал.
Оценка регулирующего воздействия должна учитывать как положительное, так и отрицательное влияние принятых мер. Положительное – рост цены конкурирующих импортных товаров, отрицательное – повышение цен на импортные комплектующие и материалы, на так называемые комплементарные товары,  а также сокращение спроса и объема рынка. Введение повышенных ввозных пошлин целесообразно в случае, если вклад первой составляющей больше, чем негативный вклад трех других.
Есть как положительные, так и отрицательные примеры такого регулирования в сфере ИКТ в нашей стране, говорит г-н Безруков. Позитивный – из области телевизоростроения.  Ввозные пошлины на телевизоры составляли 20% до вступления в ВТО и 10% после сентября 2015 года. Предприятие компании Samsung в Калужской области, на котором работает 1600 человек, выпускает 4 млн. единиц ТВ-техники ежегодно. На нем ведется узловая сборка и монтаж электронных модулей. Отмечается расширение кооперации с российскими поставщиками комплектующих (механических и электромеханических).
Сюда надо добавить и аналогичные производства  других фирм – LG (Рузский район Московской области, 1500 человек персонала, узловая сборка) и TPV (Шушары, Санкт-Петербург, 800 человек, до 2 млн. единиц продукции, узловая сборка). Введение заградительных пошлин на импорт электронных модулей для производства телевизоров ТН ВЭД 8529906500) будет способствовать расширению спроса на производство печатных плат и электронных компонентов, считает докладчик.
Негативный – ввозные пошлины на компьютерную технику и телекоммуникационное оборудование 0%, на компоненты от 5% до 15% до сентября 2015 г. В итоге не выдержали конкуренцию ряд пришедших сюда компаний, например, Elcoteq из Санкт-Петербурга, основанная в 2004 году. Она была ориентирована на сборку телекоммуникационного оборудования, мобильных телефонов, беспроводных гарнитур и работала толлинговой схеме. Закрыта в 2008 году.
Другой пример, Foxconn + HP из Санкт-Петербурга. Завод по производству компьютеров НР с 50 млн. долл. инвестиций, рассчитанный на выпуск 500 тыс. ПК в год. В 2014 году остановлен, в 2015 г. закрыт. Производство перенесено в Чехию.    
Общий объем рынка ИТ-оборудования в России, по оценке Андрея Безрукова, составляет 10 млрд. долл. в ценах производителей, причем продукция спецназначения составляет не более 10% этого рынка. Так что игра стоит свеч и возможности для локализации производства больших объемов электронного оборудования здесь имеются.