[spoiler]
По ходу же дискуссии удалось уточнить, что говорящие это имеют в виду закон 188-ФЗ, принятый в июле этого года и который должен войти в действие 1 января 2016 года.
Отмечу, что еще в летних публикация в СМИ этот же закон именовался обычно как "Закон о создании Реестра отечественного софта" и подавался читателям таким образом, будто бы теперь чуть ли не вся страна будет обязана работать с ПО, которое будет числиться в этом Реестре.
Такая трактовка совершенно не верна.
Вообще говоря, нужно сказать, что 188-ФЗ – очень интересный пример нашего изощренно-хитрого законодательства. У меня он вызывает воспоминания об известном романе Болеслава Пруса "Фараон", а именно об описании того, как герои блуждали по Лабиринту в поисках "золотого резерва" страны. Темные ходы, куда идти на развилках – не понятно, а кроме того – разные ловушки…
Я бы сейчас не хотел вдаваться в подробная анализ этого замечательного произведения нашего законодательного искусства (188-ФЗ) и обращу внимание только на один (но важный) вопрос: какой доли ИТ-рынка в целом (да и экономики страны) он касается.
Вот ключевая статья, которая дает ответ на этот вопрос:
Часть 3 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652) изложить в следующей редакции: «3. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок…" |
Сразу обращу внимание:
1) речь тут идет не о ПО, а вообще о ЛЮБЫХ товарах и услугах, в том числе, например, о приобретении автомобилей и пишущих машинок;
2) Никакой связи между налагаемым запретом и создаваемым Реестром отечественного ПО в законе просто нет. Т.е. создается Реестр, не очень понятно для чего, и просто появлется запрет на все иностранное
3) ОЧЕНЬ ВАЖНО: закон не вводит запрет! Он, по сути, только разрешает вводить такие запреты Правительством!
Т.е. никаких запретов 1 января не будет, будет только возможность введения таких запретов.
Вообще, в этой фразе видна как раз та "изощренность" закона (далеко не единственный пример), о которой я писал выше
"актами Правительства устанавливаются запрет... и и ограничения..."
Вот как понимать это законодательное положение: "должны устанавливаться" или "могут устанавливаться"?
Если "должны", то зачем вообще нужны акты Правительства, а если "могут", то - зачем нужен закон?
Я сейчас опускаю ряд еще некоторых важных, но все же в данном случае второстепенных аспектов приведенного фрагмент, и не хочу комментировать пафосные слова о "защите основ конституционного строя". Обращу внимание только на одно: данный запрет устанавливается только на приобретения, выполняемые по 44-ФЗ.
В очень упрощенном виде: он распространяется (хотя тоже далеко не полностью) на приобретения исключительно за бюджетные деньги и исключетельно для функционирования государственном машины. В том числе, он НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ на деятельность коммерческих компаний, в том числе – госкорпораций и с государственным участие.
Вообще-то, по начальной задумке инициаторов 188-ФЗ (кто это такие – отдельная речь), предполагалось, что закон будет касаться и госкомпаний (тут процесс закупок регулируется законом № 223-ФЗ 18.07.11 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"), то это дело "не прокатило", остался только 44-ФЗ.
Так вот вопрос: какая доля российского ИТ-рынка приходится на сферу, регулируемую 44-ФЗ? Т.е. – на какую долю ИТ-рынка будет распространяться запрет на приобретение иностранных ИТ-продуктов и ИТ-услуг? (то, что запрет не будет 100% - это само собой, но предположим крайний вариант – 100%).
Этот вопрос задавал последние дни различным экспертам, высказав и свою экспертную оценку – не более 3-5%.
Этот вопрос я задал на недавней пресс-конференции SAP и получил от руководителя SAP СНГ Вячеслава Орехова такой ответ: "SAP вообще не работает по 44-ФЗ".
То есть в российском бизнесе SAP этот закон затронет НОЛЬ процентов ее продаж. А SAP – это один из ведущих игроков российского ИТ-рынка
Этот же вопрос я задал и в рамках упомянутой дискуссии на ИнфоФоруме.
И получил такие экспертные оценки:
Андрей Тихонов (Samsung): "Для разных ИТ-направление – разные доли. Для мобильных устройств – 2-3%, для десктопов – 15-20%"
Сергей Бугрин (Red Hat): "У нас получается – 6-7%"
Денис Соcновцев (IBM): "По ИТ-рынку в целом – больше 3-5%"
Я попросил уточнить Дениса: "Насколько больше? На 10%, в два раза, в 10 раз?"
Он ответил – "не скажу".
- Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
и
- Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Думаю надо вникнуть помимо измений и в т.с. базовые законы.
Что касается цитаты из закона 44-Ф3, то там есть забавное продолжение:
- и рыбку съесть и на ёлку залезть
- если нельзя, но очень хочется, то можно.
которые в свою очередь дополняют фундаментальный посыл президента - "Важно не строгость наказания, а его неотвратимость".
В результате, которого тов. Васильева отсидела за кражу в особо крупном всего пару месяцев.
"Пгавленой догогой, идём товагищи!!!" (с)
Я тут специально не затрагивал тему, того как новый вариант 44-ФЗ будет работать - это отдельный разговор.
Меня интересует - какая доля ИТ-рынка попадает (формально!) под действие закона.