НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Как будет формироваться "Реестр отечественного софта"? Если, конечно, будет формироваться…

Итак, законопроект № 764677-6 "О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»" стал законом 188-ФЗ от 29.06.2015, который ступает в силу.
[spoiler]
Признаюсь, что сильно надеялся (и даже был почти уверен), что у наших властных структур (прежде всего, у Минэкономразвития, на депутатов уже давно никаких надежд нет) все же хватит ума не влезать в очередной провальный "национальный" проект, но жизнь опровергла эти надежды на лучшее. Что ж, теперь будем наблюдать за реализацией закона. Я думаю, что реализация пойдет по традиционному варианту: закончится ничем, но прибавит в наше трудное время дополнительных сложностей и российским ИТ-потребителям, и российским ИТ-поставщиками (в том числе – разработчикам ПО).

Хочу напомнить, что сама идея Реестра ПО не нова. В советские времена был Фонд алгоритмов и программ, но это было что-то вроде "планета Марс для жителей Земли" – все советские программисты слышали о его существовании, но никто не имел с ним дело и не знал, что именно делает этот Фонд и зачем он нужен. Работе программистов он не мешал, денег не просил (госденьги – это не наши деньги), в общем, не имеет отношения к реальной жизни. Как планета Марс…

Несколько лет назад был решено вместо нереализованного проекта по формированию "национальной программной платформы" сделать национальный ФАП, но его идея принципиально отличалась от советского ФАП. У советского главной идеей была защита авторских прав (при том, что авторские права на программы не признавались), а российского варианта образа 2013 года – учитывать уже используемое в госконторах ПО.
Идея НФАП была в существенной мере полезной (учет позволяет перейти к оптимизации) и относительно просто реализуемой. Но все же так и осталась нереализованной.
Точнее, строго формально, НФАП существует (хотя и с большим запозданием по срокам осуществления задания Правительства) в виде вот такой веб-страницы



Но я думаю, что такой "широкий" спектрт ПО еще как-то подходил бы для сельской средней школы, но державу, претендующую на роль великой, характеризует не с лучшей стороны. Я бы искренне советовал Минкомсвязи удалить эту страницу, стыдно как-то…
Интересно, сколько денег МКС потратило на создание этого шедевра и сколько тратит постоянно на его поддержку.

Надо сказать, что самодеятельный Каталог российского ПО, который с прошлого года ведет ассоциация "Отечественный софт" выглядит много солиднее, хотя он, скорее, отражает, что российское ПО явно не готово к покрытию потребностей российских ИТ-пользователей, особенно корпоративных.

К сожалению, Каталог реализован в сильно упрощенном варианте, в виде жесткой структуры, с отсутствием функций поиска, выборки по определенным срезам (что как-то не очень позитивно его характеризует – все же Ассоциация разработчиков софта могла бы показать, как должны выполняться подобные проекты). А было бы очень интересно посмотреть – какие же компании там представлены. Из известных я там увидел 1C, Abbyy, ряд СЭД-разработчиков (но не всех), еще некоторых… Но не нашел "Яндекс", "Лабораторию Касперского", Cognitive Techologies, Mail.ru… Не говоря уже про Parallels, Veeam, Acronis, "Прогноз" – компании мирового уровня, присутствующие в Квадрантах Гартнера…

Почему эти известные компании не присутствуют в Каталоге? Не считают нужным записываться в него? Или не удовлетворяют требованиям на высокое звание "российские"?

Собственно, тут можно перейти к вопросу о том, как же будет выполняться 188-ФЗ в части создания Реестра. Мое мнение – текст закона написан изначально так, чтобы его было невозможно исполнить. И чтобы никто не мог потом понять – с кого спрашивать за неисполнение.

Давайте посмотрим на начало соответствующей статьи:



Сразу возникает несколько вопросов

1. Видно явное несоответствие названия статьи и ее содержимого. Дело в том, что в тексте статьи нет ни слова об "использовании ПО", а тем более о "регулировании использования". Тут говорится о процедуре создания Реестра, но как будет использоваться Реестр и его содержимое – не говорится ни слова.
Точнее, в пункте 1 упоминается "в целях расширения использования", но как эта цель будет достигаться – остается неизвестным.

2. Нигде не написано, когда же Реестр должен был "введен в жизнь". Вроде бы есть в конце слова о введении закона в действие, но все же это не то же самое, что "введение в действие Реестра". Может быть, с 1 января 2016 лишь начнется создание Реестра… Сама фраза "в России создается Реестр" выглядит очень двусмысленно – то ли о начале процесса, то о получении конкретного результата (типа "в России строится коммунизм").

3. Нигде нет ни слова – на какие деньги "создается Реестр". Этот как-то странно так как без выделения денег любой проект – это только мечты, не более того.
Не менее странно, что в пояснительной записке к законопроекту его авторы указывали "не потребует дополнительно финансирования". Как могли это пропустить Правительство и Совет Федерации, которые как раз следят за вопросами финансового обеспечения?
Это что же: чиновники будет заниматься созданием Реестра на общественных началах?

4. И столь же непонятно – кто же именно будет заниматься "созданием Реестра". В п2. статьи говорить, что Правила ведения реестра утверждаются Правительством (а кто разрабатывает правила и в какой срок?).
Далее в пп 3 и 4 упоминается некий "уполномоченный Правительством орган" (типичный стиль нашего законодательства не называть вещи своими именами), но там говорится лишь о том, что "уполномоченный" может привлекать к ведению Реестра внешнего оператора и разрабатывает классификатор ПО.

А кто же отвечает за Реестр в целом? Кто решает вопросы о включении ПО в Реестр (ведение Реестра и решение о включении ПО – это два разных дела!)? На кого подавать в суд за "невключение"?

188-ФЗ молчит на этот счет.
Посмотрим, как он будет работать "по умолчанию"…