Для начала напомним, что Минкомсвязи первоначально (два года назад) просило на проект 31 млрд. руб. В результате сейчас он реализуется за сумму в 1000 (одна тысяча) раз меньше. На что должны были уйти просимые тогда деньги, можно только догадываться.
[spoiler]
По действующему плану еще в ноябре должна была начаться пилотная обкатка системы в Москвовской области, а по стране Госпочта должна была заработать в феврале. Теперь говорится от начале пилота в Подмосковье в феврале, а о стране – до конца текущего полугодия. Чем вызвана задержка – никто не поясняет.
Теперь по сути. Как и предполагалось, Госпочта будет представлять собой внутреннюю систему обмена сообщениями в рамках Портала Госуслуг, доступ к ней будет выполняться через портал (по крайней мере, с помощью единой системы идентификации) или через сайте Zakaznoе (почему государственный сервис обозначается латинскими буквами – не понятно. У нас есть 100% знание анлглийского языка в стране? Как это не патриотично, не в духе "импортозамещения").
Письма из других почтовых систем приниматься не будут, в другие системы отправляться не будут. Обычная внутренняя почта, которая есть на массе порталов.
Дальше же начинаются "непонятки". Пока понятно только одно: через Госпочту граждане смогут получать уведомления от госконтор, те, что сейчас доставляются в виде заказных писем (сообщения о штрафах, повестки в суд). Возможно, и то, что приходят простыми письмами, но желательно, чтобы они не терялись (по оплате налогов, вызовы в налоговую, квитанции ЖКХ).
Дело полезно: выделенный надежный ящик, защищенный от спама и разных других дел, для взаимоотношения с госконторами иметь полезно.
Хотя все это же можно легко деталь и через обычную е-почту (например, туда приходятся письма с авиабителами, заказами гостиниц и пр. – то же очень важная информация).
Впрочем, тут есть одно отличие: авиабилеты вы ждете после оплаты (если не придут – начнете суетиться), а повестки в суд приходятся нежданно…
Собственно, в этом и заключается идея заказного письма: человек должен расписаться, подтвердив его получание.
Вот тут и возникает вопрос: а как будет проходить процедура "росписи" в варианте Zakaznoe?
Факт попадания письма в ящик – этого совсем недостаточно! Получатель должен чего-то нажать, явным образом подтвердив – "получил". Как это будет происходит?
Кстати, в обычной е-почте тоже есть механизм подтверждения, его вполне можно использовать для "заказухи".
Далее возникают еще вопросы: Госпочта будет использовать только для одностороннего общения "госорганы -> граждане" или еще для чего? Могут ли сервисом пользовать юридические лица (предприятия), например, банки для общения с клиентами? Могут ли граждане отправлять запросы в госконторы или в коммерческие компании? И пр.
А дальше подходим к другому вопросу: могут ли через госпочту обмениваться письмами коммерческие организации между собой и с Налоговой службой?
Вроде бы должны бы. Ведь в бумажном виде они общаются именно через Почту России.
А если предприятия смогут общаться между собой и ФНС, то зачем тогда нужны разного рода ФНС-спецоператоры?
P.S. В публикации в "Известиях" по поводу Госпочты опять поминается депутат Илья Костунов, сильно озабоченный вопросами национальной безопасности
(подробнее см. Импортозамещение: поиск "нероссийских" разработчиков начался). Вот его очередная цитата:
"… каким образом, по сути, американская и британская компании получили доступ к инфраструктуре электронного правительства" |
1. Компании-исполнители являются российскими, находятся в российской юрисдикции. А иметь в качестве учредителей зарубежных юрлиц наши законы не запрещают.
2. Член Комитете Госдумы по безопасности путает роли "разработчик" и "оператор". Разработчик почтовой системы не получает доступ к инфраструктуре электронного правительства.
Полагаю, очевидно и разумно использовать двухфакторную аутентификацию - (гипотетический) "электронный паспорт" плюс биометрическая аутентификация.