НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Формирование Реестра отечественного ПО начнется 1 апреля 2015 г.

Об этом сообщил Илья Чукалин (заместитель директора Департамента развития отрасли информационных технологий Министерства связи и массовых коммуникаций РФ) во время круглого стола, состоявшегося сегодня в рамках конференц-программы юбилейной (25-й по счету) выставки Softool.[spoiler]

Как уже отмечалось, создание данного Реестра не является самоцелью. Его предполагается использовать в качестве инструмента, позволяющего при госзакупках предоставить определенные преференции тем компаниям, которые предлагают отечественные программные продукты.

Если говорить точнее, то речь идет о закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд. То есть о закупках организациями, указанными в части 2 статьи 1 федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (государственные корпорации и компании, ГУП’ы, МУП’ы, хозяйственные общества с долей участия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в уставном капитале более 50%, дочерние общества перечисленных организаций, автономные и отдельные бюджетные учреждения, и т. д.)

Ниже вы видите слайд из сегодняшней презентации Ильи Чукалина, который иллюстрирует график работ по введению преференций компаниям, предлагающим отечественные программные продукты.



Важно отметить, что “Предложения по предоставлению преференций отечественному программному обеспечению при регулируемых федеральными законами закупках” выработаны Минкомсвязью России совместно с Минэкономразвития, Минпромторгом, временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества, Ассоциацией разработчиков программных продуктов «Отечественный софт», Фондом развития интернет-инициатив и другими организациями.

То есть это согласованная позиция перечисленных выше структур. Директор фирмы «1C» Борис Нуралиев (один из участников упомянутого выше круглого стола) отмечает, что интересы у Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минпромторга, ИТ-компаний, фондов, осуществляющих инвестиции в ИТ-компании, и других предприятий и организаций, разные. Поэтому то, что перечисленные выше стороны пришли хотя бы к какому-то общему решению, уже хорошо. Борис Нуралиев считает, что идеального решения о том, как создавать Реестр отечественного ПО и как использовать его при госзакупках, быть не может. Но он выражает надежду, что со временем все шероховатости совместного предложения, о котором идет речь, сгладятся. “Импортозамещение в области ПО – это тяжелый и сложный процесс, -- отмечает Борис Нуралиев. – Конкурировать с западным ПО, в разработку которого вложены огромные ресурсы, достаточно сложно. Но можно и нужно”.

“Есть много областей, где зарубежный софт можно заменить отечественным, -- считает Президент ассоциации РУССОФТ Валентин Макаров. – Но есть и такие области, где в настоящее время сделать это невозможно. В то же время существует немало компаний, которые успешно разрабатывают программное обеспечение для зарубежных предприятий. Поэтому надо говорить не об импортозамещении ПО, а о поддержке отечественной ИТ-отрасли. В том числе, путем различных преференций и создания разного рода списков, имеющих рекомендательный или обязательный характер”.

“Доверие к ПО зависит не только от его вхождения в те или иные списки или наличия у него тех или иных сертификатов, -- замечает руководитель стратегических проектов “Лаборатории Касперского” Андрей Ярных. – Тем не менее, если программный продукт входит в некий официальный список, то доверия к нему у лиц, принимающих решения, больше”.

"Я не против того, чтобы государство поддерживало своих разработчиков, -- говорит старший вице-президент по разработке Acronis Станислав Протасов. --  Но делить этих разработчиков (и созданные ими продукты) на “свои” и “чужие” надо очень аккуратно. Замечания Acronis по “Предложениям по предоставлению преференций отечественному программному обеспечению при регулируемых федеральными законами закупках” вы видите на трех изображенных ниже слайдах.







В президиуме круглого стола, о котором идет речь, было всего семь человек, но выступающих (в том числе, представителей госкорпораций и “людей из зала”) было значительно больше. Смысл многих выступлений состоял в том, что не надо спешить… К тому же, чем тяжелее софт, тем тяжелее его менять… Да и вообще, любая перемена софта чревата труднопредсказуемыми последствиями…


Борис Нуралиев: “Разрабатывать софт, основанный на открытых кодах, может и легче, но при определении прав на него могут возникнуть юридические проблемы”



“Илья Чукалин”: “Вести Реестр отечественного ПО станет организация, подведомственная Минкомсвязи РФ. Но заявления о внесении продукта в данный Реестр будут размещаться в Интернете в открытом доступе и рассматриваться Экспертным советом. Решение о внесении в Реестр принимает Минкомсвязь на основании положительного заключения Экспертного совета”


Круглый стол “Реестр отечественного софта: какому программному обеспечению давать преференции при госзакупках” вела исполнительный директор АРПП “Отечественный софт” Евгения Василенко. Один из участников этого стола сказал мне, что данная ассоциация (в настоящее время она объединят около 50 разработчиков ПО) была готова вести Реестр отечественного ПО своими силами, но Минкомсвязи настояло на том, чтобы поручить это дело более близкой к данному ведомству организации. Теперь главная интрига состоит в том, кто именно войдет в Экспертный совет и кто его возглавит.
Колесов Андрей
Я думаю, что у этого проекта будет та же судьба, что и у пресловутого НПП. Он кончится ничем. Поговорят, пошумят и забудут.
Колесов Андрей
Только сейчас обратил внимание на "дату старта проекта". Довольно типичная первоапрельская шутка. 1 апреля 2011 было объявлено о граниозном плане реализации 20 Технологический платформ, одна из них = Национальная программа платформа. Почти год общественность воспринимала эту шутку всерьез.