После того, как в феврале Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD) был опубликован Единый глобальный стандарт автоматического обмена информацией о финансовых счетах, Минфин довольно быстро подготовил законопроект об изменениях в налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний и повышения эффективности налогового администрирования иностранных организаций, «жесткий» и более лояльный вариант которого обсуждался буквально до конца прошлой недели.
В апреле Приказом ФНС № ММВ-7-6/247@ утверждена форма уведомлений, связанная со счетами в банках за пределами территории РФ, а также изменениями унифицированного формата транспортного контейнера, используемого при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов.
В том же месяце ФЗ № 46-ФЗ ратифицирована Конвенция между Правительством РФ и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы – ведь для того чтобы обмен информацией был возможен требуется заключать соглашения с иностранными юрисдикциями.
Эта Конвенция, в том числе, была опубликована на сайте МИДа. А вот вариант типового соглашения между Правительством РФ и правительством иностранного государства об обмене информацией по налоговым делам был одобрен постановлением Правительства РФ № 805 только в августе. Какое ведомство теперь будет отвечать и инициировать подписание конвенций-соглашений не очень понятно.
И вот теперь новый параграф в данной главе – на Форуме по налоговому администрированию (FTA) в Дублине в минувшую пятницу руководители налоговых служб представили совместное коммюнике, в котором предложены новые меры совершенствования налогового контроля. А именно, международная платформа JITSIC (Объединенный информационный центр по налоговым уклонениям). Основной объект - крупные компании с трансграничными сложными схемами. По словам экспертов, эта платформа функционирует по принципу соцсети для налоговиков: БД и сеть представителей в налоговых органах, посредством которой участники могут обмениваться информацией о различных схемах уклонения или о лицах, которые рекламируют и продвигают такие схемы.
Пока круг участников самой JITSIC ограничен и нет ясности, присоединится ли к ним Россия. Но эксперты склонны полагать, что такое взаимодействие будет небесполезным. К тому же появилась определенность нашего государства в отношении глобального стандарта автоматического обмена информацией, о котором с февраля ничего не было слышно.
Речь о ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, приняв которую Россия присоединится к механизму автоматического обмена данными, стандарты которого разработаны ОЭСР. И сможет запустить обмен информацией по отдельным запросам со всеми ратифицировавшими ее странами, в том числе офшорами.
В СМИ мне встретился комментарий, сделанный руководством ФНС о том, что соответствующий законопроект был разработан еще в начале года, но завис в правительстве, а потом в Госдуме. Долго, видно, лежал документ, потому как в электронной регистрационной карточке на сайте Госдумы сказано, что зарегистрирован и направлен Председателю ГД он был только 05 июня.
В настоящий момент законопроект рассмотрен в третьем чтении и 20 октября направлен в Совет Федерации. Однако даже если в ближайшее время статус законопроекта изменится на закон, по мнению представителя ФНС, все равно, потребуется год на разработку нормативной базы и полгода на решение технических вопросов. А это, по всей видимости, означает, что история мер внутреннего контроля и внешнего взаимодействия отнюдь не заканчивается, а только начинается.