НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Скоро сказка сказывается, да не скоро банковские SMS’ки отсылаются

С 1 января этого года вступили в силу части 2, 4-8 и 11-16 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ “О национальной платежной системе”.[spoiler]

Статья 9 данного закона называется так: “Порядок использования электронных средств платежа”. А часть 4 этой статьи гласит: “Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом”.

Какие порядки при этом имеются в виду, закон не устанавливает, но большинство экспертов сходится во мнении, что это могут быть либо SMS’ки, либо электронные письма, направленные клиенту из финансовой организации, являющейся эмитентом банковской карты или иного электронного средства платежа.

Слов о том, что будет с банком, который не в состоянии “информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа” путем направления ему соответствующего уведомления, я в тексте упомянутого выше закона не нашел.

Но в части 11 статьи 9 говорится о том, что “в случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции”.

Есть в статье 9 закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ и другие слова, касающиеся прав владельцев банковских карт. Но это все в теории. А что происходит на практике?

2 января совершил я интернет покупку посредством карты Master Card, эмитированной одним из российских банков. Соответствующий платеж прошел успешно.То есть денежки с моей карты были списаны практически сразу после ввода реквизитов этой карты и нажатия кнопки “Оплатить” на сайте Интернет-магазина. Однако никакого уведомления о совершенной транзакции я от банка до сих пор не получил. Впрочем, была SMS’ка с одноразовым паролем, необходимым для подтверждения платежа.Но её прислал не банк, а “посредник-безопасник”, стоящий между между банком и интернет-магазином.

3 января мой знакомый совершил интернет-покупку в этом же интенет-магазине посредством принадлежащей ему карты Visa. И в этом случае соответствующий платеж прошел успешно. Причем даже без использования одноразового пароля, необходимого для подтверждения платежа. Так что изменилось после вступления в силу перечисленных выше частей статьи 9 федерального закона  № 161-ФЗ?

Одни тешили себя надеждой, что теперь банки будут присылать своим клиентам SMS’ки о каждой совершенной транзакции бесплатно, а другие высказывали предположение о том, что клиентам, не подписавшимся на SMS-оповещения (плата за эту услугу обычно составляет около 60 руб. в месяц) с 1 января банковские карточки заблокируют. Однако практика показывает, что не случилось, ни того, ни другого.

То есть опять строгость закона компенсируестя необязательностью его исполнения?
Сергей Стельмах
Поступление (или кредитная операция) средств на банковскую карточку, сопровождаемое одновременным информированием об этом смской - услуга платная по определению, как правило, на сколько мне известно, её можно подключить, заключив с банком отдельный договор.
Митин Владимир
Поступление (или кредитная операция) средств на банковскую карточку, сопровождаемое одновременным информированием об этом смской - услуга платная по определению, как правило, на сколько мне известно, её можно подключить, заключив с банком отдельный договор.
Совершенно верно. Большинство карточных тарифных планов и раньше предусматривали возможность платного SMS-оповещения по цене, практически совпадающей со стоимостью обслуживания карты.

Поэтому хочется понять, что же именно ИЗМЕНИЛОСЬ для пользователей карт с вступлением в силу перечисленных в заметке частей статьи 9 закона № 161-ФЗ от 27 июня 2011 г.?

Заметьте, первоначально предполагалось, что эти части вступят в силу с января прошлого года. Но в декабре 2012 г. этот срок оттянули еще на 12  месяцев...

То есть в итоге банкам на реализацию данных частей закона дали аж 30 месяцев вместо предполагавщхся ранее двенадцати!

И что же, собственно говоря, за это время было сделано для улучшения (или усложнения) жизни клиентов российских банков?
Андрей Терентьев
Уважаемые!
Прошу не забывать, что пластиковые карты это только небольшая часть возможностей платежной системы как таковой. Если эта часть видна многим, то это не значит, что она составляет основу.
К электронным средствам платежа относятся не только пластиковые карты. Это во-первых. А во-вторых, закон о платежной системе это далеко не о пластиковых картах. Можно сказать, что это основной закон для банков.
Так что не надо на них зацикливаться.