Документ интересный, возможно даже нужный, изобилующий множеством любопытных фактов, но никого, в общем-то, ни к чему не обязывающий. На мой взгляд, это не столько стратегия, сколько призывы к светлому ИТ-будущему …
Что же касается ИТ-настоящего, то оно (из картины, обрисованной в “Стратегии…”) представляется скорее мрачным. К примеру, на 45-й седьмой странице упомянутого документа (в разделе IV “Внешние условия развития отрасли информационных технологий”) есть такие слова: “По данным Высшей школы экономики, на 2012 год не более 25% российских образовательных учреждений имели доступ к сети "Интернет" на скорости не менее 2 Мб/с”. То есть 75% российских образовательных учреждений подключены к Интернету на скорости не более 2 Мб/c.
Ежу понятно, что такой скорости мало не только для образовательного учреждения с десятками, сотнями, а то и тысячами учащихся, но даже для небольшого домохозяйства!
Спрашивается: кто виноват в недоинтернетизации российских образовательных учреждений? Минфин, который не выделил соответствующих средств? Минобрнауки, которое не выбило из Минфина достаточных средств на программу поголовной интернетизации российских школ? А может, в этой “недоинтернетизации” виновата Минкомсвязь, которая сформулировала соответстсвующие технические задания в очень расплывчатых терминах?
Впрочем, сейчас нет смысла искать виновных. Что сделано, то сделано. Важнее другое – что делать дальше? И кому делать? Кто и когда должен выделить деньги? Кто и когда должен их распределить и освоить? Да и какие деньги должны быть выделены для того, чтобы, к примеру, не менее 75% российских образовательных учреждений были подключены к Интернету на скорости не менее хотя бы 50 Мб/c?
В упомянутой “Стратегии…”, увы, нет ни одного ответа на поставленные выше вопросы.
Зато есть общие слова о том, что “…Планируется развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры образовательных учреждений…” и “…Для внедрения и активизации использования информационных технологий в образовательных организациях при реализации основных и дополнительных образовательных программ во многих случаях необходимо развитие их материально-технической базы …”.
Однако тут же возникает вопрос: за чей счет эта самая материально-техническая база будет развиваться? За общефедеральный, региональный или муниципальный? Пока все держится лишь на энтузиастах. В Московской области есть обычная средняя общеобразовательная школа, к которой подведено оптоволокно и которая подключена к Сети на скорости 1 Гбит/c. Но все это было сделано лишь благодаря настойчивости заместителя директора по научно-методической работе и после его неоднократных обращений в очень высокие инстанции.
Может, появление на свет 51-страничной “Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 -- 2020 годы и на перспективу до 2025 года”, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 2036-р, упростит и ускорит процессы доинтернетизации российских образовательных учреждений? Что вы думаете на этот счет?
Внешний вид школы, которая подключена к Сети на скорости 1 Гбит/c