Приятный парадокс современности: российское государство, славящееся бюрократизмом и неповоротливостью, активно осваивает информационные технологии. Крупнейшие компании, контролируемые государством, уже предлагают гражданам электронные сервисы (например, приобретение электронных билетов через Интернет с оплатой по банковской карте), Сбербанк дает возможность клиентам контролировать банковские счета и совершать по ним операции в личном кабинете на сайте, а Федеральная миграционная служба предлагает подавать заявление на получение загранпаспортов в электронном виде. И самое удивительное — всё уже работает. Поэтому и темы докладов, прозвучавших на X Межрегиональном форуме “Информационные технологии в госсекторе: регионы”, традиционно организованном и проведенном AHConferences, хоть и были по задачам гораздо масштабнее предложений электронных сервисов через Интернет, все-таки не выглядели абсолютной социальной фантастикой.

Технологии взаимодействия с государством

Почти в каждом докладе собственно ИТ-проблематика была тесно увязана с решением проблемы налаживания взаимодействия между органами власти и простыми гражданами, и шире — с задачей формирования гражданского общества на базе современных достижений информационных технологий. Доклад Алексея Бунькова (Минкомсвязи РФ) был посвящен системе “Электронная демократия” — ее назначению и этапам формирования. В числе основных документов, определяющих стратегию информатизации нашей страны, — “Стратегия развития информационного общества в РФ” № Пр-212 от 7.02.2008 г. и Государственная программа РФ “Информационное общество (2011—2020 годы)” от 20 октября 2010 г. № 1815-р. Взаимодействие граждан и органов власти в новой медийной среде — одна из важнейших проблем, обозначенных в этих документах. Как отметил Алексей Буньков, уже сейчас действует более 30 блогов губернаторов, но они имеют разные форматы, реализованы на различных платформах и не имеют единой точки доступа. Есть и ведомственные сайты для обсуждений проектов законодательных документов, но создаются они под разовые обсуждения законопроектов и только на федеральном уровне. Ведомственные системы уже работают с обращениями граждан, но прием обращений граждан в электронном виде осуществляется далеко не всеми органами власти. Да и в тех случаях, когда электронные обращения принимаются, связь как правило односторонняя — обращения, замечания граждан принимаются к сведению, но обязательному рассмотрению, а тем более ответу не подлежат.

Изменить ситуацию, по мнению докладчика, сможет Система электронной демократии, основные задачи которой видятся следующими — обеспечение коллективного обсуждения общественно-значимых вопросов, нормативных документов, экспертная оценка предложений граждан, контроль за деятельностью органов власти со стороны граждан, поддержка общественного самоуправления на муниципальном уровне. В число ключевых компонентов этой системы входят подсистема работы с коллективными обращениями граждан, портал общественных обсуждений официальных документов, голосования и обсуждения предложений, подсистема мониторинга, рейтингов и статистики деятельности властных органов, блоги чиновников, экспертов по отдельным проектам, подсистемы по предоставлению населению различных электронных сервисов. Как пояснил докладчик, отдельные элементы системы уже запущены и работают в ряде муниципалитетов. В текущем году планируется интегрировать систему с популярными социальными сервисами, с единой технологической платформой (конструктором сайтов).

О региональных проектах перевода бумажных регламентов предоставления государственных услуг гражданам в электронные на базе платформы моделирования и анализа процессов ARIS рассказал Алексей Борисов (“Software AG & IDS Scheer в России и странах СНГ”). Так, в Пскове была реализована комплексная услуга “Регистрация рождения ребенка”. Заявитель при помощи портала заполняет и отправляет заявление о рождении ребенка, отмечая в нем требуемые услуги (страховой полис, получение СНИЛС, постановка на очередь в дошкольное учреждение и др. — всего шесть услуг). Когда документы готовы, заявителю остается один раз прийти в представительство местных органов власти и подписать ряд документов. В числе прочего заявитель подписывает и заявление на получение комплексной услуги, легитимизирующее процесс ее предоставления в электронном виде. Система интегрирована с тремя ведомственными информационными системами: с системой управления образованием — полностью, с ИС ПФР — частично (через файловый обмен) и с системой коммерческой структуры медицинского страхования — через печатную форму заявления, получаемую автоматически по электронной почте. Результат — все необходимые услуги заявитель получает за пять дней вместо прежних двух месяцев.

Докладчик отдельно подчеркнул, что один из самых ответственных этапов такого рода проектов — разработка электронного регламента, который невозможно получить простым копированием бумажного. На этапе предварительного анализа действующих бумажных регламентов часто выясняется, что ряд процедур не соответствуют действующим нормативным документам или устарели, а порой — просто отсутствуют.

Контроль ситуации и оценка эффективности решений

Как известно, лишь тот, кто владеет информацией, способен контролировать ситуацию и управлять ее изменениями. Владимир Некрасов (Contour Components) рассказал собравшимся о программе создания региональных порталов с разнообразной аналитической информацией (далее — аналитический портал). Базируясь на разработках компании, а именно — платформе Contour BI, на региональном портале в интерактивном режиме можно публиковать федеральную, региональную статистику. Кроме того, можно осуществлять мониторинг пожаров, сельхозугодий (на основе данных космического наблюдения), предприятий (анализ финансовой устойчивости на основе данных государственной статистики и тех данных, которые предоставляют сами предприятия) и даже публикаций в СМИ. Последняя опция, по понятным причинам, вызывает особый интерес, как со стороны представителей госорганов, так и самих СМИ. Как пояснил докладчик, тональность публикаций по той или иной теме все-таки определяет эксперт, а не специальный инструментарий. Мониторинг же публикаций позволяет руководителю региона наглядно, на карте подопечного региона, увидеть, как относится общественность к тому или иному проекту администрации по районам (желтая точка — нейтральная публикация, зеленая — положительная, красная — негативная реакция).

В части мониторинга состояния предприятий решение позволяет загружать в систему балансовые отчеты о прибылях и убытках, собираемые госорганами, выполнять их финансовый анализ по специализированной методике и оценить картину финансового благополучия промышленности региона в цвете (индикация та же: красный — плохо, зеленый — хорошо). Одна из опций портала — личный кабинет руководителя, к которому можно подключить корпоративную систему документооборота, личный календарь, персональные аналитические отчеты.

Региональные аналитические порталы уже функционируют, например, в Воронежской области (в части мониторинга предприятий) и в Пермской крае (малый бизнес). В текущем году компания планирует запустить аналогичные проекты еще в 17 регионах. На федеральном уровне создана Единая межведомственная статистическая система (ЕМИСС), объединяющая данные более 50 министерств и ведомств. Отметим, что публикуемые на указанном ресурсе данные сейчас не являются общедоступными — при заходе на сайт сообщается, что система находится в опытной эксплуатации и для получения учетной записи необходимо обратиться по определенному адресу (указан мэйл).

Обратная связь важна не только гражданам, но и представителям органов власти — в том случае, когда они заинтересованы в эффективности предпринимаемых действий, что особенно актуально в критических ситуациях (морозы, пожары, наводнения и др.). Наталья Резина (ЗАО “НЕОЛАНТ Запад”) отметила, что современная информационная система должна получать данные из различных источников. Для принятия правильного решения необходимо изучать и государственную статистику (“все хорошо и будет еще лучше”), и результаты социальных опросов (“все плохо, а дальше будет еще хуже”) и данные по факту (“все не так уж и плохо, а возможно, что даже чуть лучше, чем было прежде”). Наталья Резина солидарна со своим коллегой Владимиром Некрасовым — сегодня информация должна представляться в наиболее наглядном виде, причем с отображением на карте местности с требуемой степенью детализации.

С этой целью компания разработала информационно-аналитическую систему, дающую возможность комплексного анализа, мониторинга состояния и прогноза развития региона, в рамках которой можно проверять и связывать в единое целое данные из различных источников, территориально привязывая полученную информацию к карте конкретного региона. Кроме того, компанией предлагается специальное сенсорное устройство iTable — “интеллектуальный стол руководителя”, способный отображать аналитическую информацию на карте региона и позволяющий в буквальном смысле руководить информацией при помощи сенсорной панели.

О распространении ИТ-грамоты

Любые, самые современные технологии взаимодействия власти и подопечных граждан останутся невостребованными, если граждане не смогут воспользоваться ими в силу элементарной безграмотности, отсутствия у них специальных навыков и умений. По мнению Станислава Тактаева (“Российское агентство развития информационного общества”), сегодня порядка 40% экономически активных граждан не пользуются Интернетом, что означает, естественно, принципиальную недоступность для этой категории электронных сервисов. У этой проблемы, как минимум, две технические составляющие — отсутствие компьютеров (возможное решение, по мнению докладчика, — реализация программы компьютерного “сэконд-хенда”) и специальных знаний. Пути решения последней — запуск федеральной программы ликвидации компьютерной безграмотности, а также разнообразные волонтерские программы, в рамках которых уже сегодня юные “тимуровцы” обучают старшее поколение азам использования ИТ.

Общественная палата РФ как орган, обеспечивающий взаимодействие граждан и общественных объединений с федеральными, региональными и местными органами государственной власти, не обошла стороной повышение компьютерного образования граждан. Представитель ОП РФ Мария Лазарева рассказала об инициативах рабочей группы Общественной палаты в этой области. Что особенно удивительно и без сомнения радостно, так это существование специальных программ по адаптации лиц с ограниченными возможностями, пожилого и даже преклонного возраста. Мария Лазарева рассказала об осуществленных программах обучения проекта “Электронный гражданин”, в рамках которого в России уже обучено порядка 30-ти тысяч пожилых граждан. Содержание обучающих программ — основы работы с компьютером, операционная система, текстовый редактор, работа с интернетом, поиск информации в Интернете, электронная почта и др. Регионы, где действуют программы — Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Мордовия, Нижегородская область. При очевидных плюсах проекта, его явный недостаток — отсутствие финансирования на федеральном уровне (все финансируется из местных бюджетов).

Делать реверансы в сторону власти в обществе не принято, но все-таки есть определенные основания предположить, что увлеченность действующего Президента РФ блогами, электронными средствами массовой информации и в целом средой Интернета, поначалу казавшаяся не слишком серьезной и даже недостойной государственного мужа столь высокого положения, дает свои позитивные и вполне серьезные плоды в виде не мифической, а вполне реальной модернизации органов власти и общества в целом, хочется верить — долгосрочной.