Гендиректором государственной корпорации нанотехнологий “Роснанотех” указом президента В.В. Путина назначен глава инвестиционно-финансовой корпорации “Алемар” Леонид Меламед, который до этого занимал пост первого заместителя председателя правления РАО “ЕЭС России” Анатолия Чубайса.

Напомним, что корпорация “Роснанотех” была создана летом нынешнего года постановлением Госдумы для реализации государственной политики в сфере нанотехнологий (см. PC Week/RE, № 29-30/2007, с. 1). Организационной формой избрана некоммерческое предприятие. Имущество “Роснанотеха” формируется за счет федерального бюджета (всего будет выделено 130 млрд. руб., из них 30 млрд. уже в текущем году), а также добровольных взносов и пожертвований, на нее не распространяется действие закона о банкротстве, а контроль над ней осуществляет правительство.

Органами управления корпорации являются наблюдательный совет из 14 членов (по пять от президента и правительства, по два от обеих палат парламента), правление (восемь членов, назначаемых наблюдательным советом) и генеральный директор (выдвигается президентом РФ на срок пять лет). Назначение Леонида Меламеда гендиректором стало неожиданностью. Ранее на этот пост прочили директора Курчатовского института Михаила Ковальчука, поскольку именно этот институт стал головной организацией, выполняющей координацию исследований и разработок в рамках федеральной программы “Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008—2010 г.г.”. Сам г-н Ковальчук получил должность заместителя первого вице-премьера Сергея Иванова в правительственном совете по нанотехнологиям, а вскоре после этого был выбран исполняющим обязанности вице-президента РАН.

Однако президент предпочел представителю мира науки человека, которого Анатолий Чубайс назвал одним из сильнейших финансистов страны. Видимо, так и есть. Не случайно в 2007-м журнал “Финанс” оценил состояние Леонида Меламеда в 90 млн. долл.

По мнению наблюдателей, этот шаг можно считать подтверждением того, что в деятельности “Роснанотеха” на первое место выдвигается коммерциализация нанотехнологий. Об этом говорит и объявленный недавно состав наблюдательного совета госкорпорации. Из 14 человек в нем только двое от науки — Михаил Ковальчук и министр образования и науки Андрей Фурсенко (он назначен председателем совета), а остальные представляют правительство, промышленность, энергетику, федеральное собрание и финансы.

К тому же назначение гендиректором “Роснанотеха” Леонида Меламеда и ввод в состав наблюдательного совета Анатолия Чубайса позволяет предположить, что в будущем году после ликвидации РАО ЕЭС оставшаяся не у дел большая команда управленцев перейдет из энергетики в наноотрасль.

А ведь всегда считалось, что нанотехнологии — это научное направление. Впрочем, “Роснанотех” будет реализовывать рекомендации правительственного совета из 38 членов, возглавляемого Сергеем Ивановым. В этом совете есть ученые во главе с президентом РАН Юрием Осиповым, но немало и бизнесменов, многие из которых, например глава ОАО РЖД Владимир Якунин и гендиректор “Северстали” Алексей Мордашев, раньше не проявляли особого интереса к нанотехнологиям. Но, похоже, теперь им придется срочно изучать особенности микромира, так как задача этого совета — давать экспертную оценку и готовить рекомендации по разработке и практическому использованию нанотехнологий, а также формировать рынок нанопродукции и наноуслуг для реализации интеллектуального, организационного и финансового потенциала страны, как говорится в постановлении о создании совета.

Комментируя это назначение, аналитики отмечают, что, действительно, г-н Меламед до сих пор не занимался нанотехнологиями, но в России вообще мало людей, имеющих опыт работы в этой сфере. “Для “Роснанотеха” на данном этапе важным вопросом является формирование качественной менеджерской команды, — считает Алексей Аверков, руководитель проектов центра инвестиций в высокие технологии ИК ФИНАМ. — На наш взгляд, Меламед — удачный выбор. С одной стороны, это сильный лоббист, имеющий существенный опыт работы в крупной государственной компании, имеющий выходы на чиновников самого высокого уровня. Он вполне сможет продвигать интересы “Роснанотеха”, наращивать доступные корпорации ресурсы, эффективно взаимодействовать с другими членами совета директоров. С другой — он вполне успешно руководил инвестиционной компанией и умеет выгодно вкладывать деньги. Это позволяет предположить, что деятельность новой структуры будет ориентирована на получение дохода за счет развития и коммерциализации наиболее перспективных технологий”.