Юридическое оформление вопросов программного обеспечения в нашей стране фактически началось только в 1992 г. после принятия российского закона об охране авторских прав на ПО, который стал точкой отсчета законодательного становления современной российской ИТ-отрасли и до сих пор является одним из ее краеугольных камней. Напомним, что до этого по законам СССР ПО вообще не рассматривалось как объект авторского права и товар. Программы были, но они распространялись исключительно бесплатно, обычно в виде приложений к аппаратным средствам или ИТ-услугам. Появление закона 1992 г. стало стартовой точкой формирования отечественного софтверного рынка, и фактически все 1990-е прошли под знаком борьбы с пиратством — нелегальным распространением легального и нелегального ПО. Основную роль представителя интересов отрасли тогда выполняла международная ассоциация BSA, но в 2000 г. произошло «импортозамещение» — данная функция в существенной мере перешла в руки отечественному Некоммерческом партнерству поставщиков программных продуктов (НП ППП). В настоящее время в организацию входит 281 компания из России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

На очередном собрании НП ППП, посвященном в том числе и пятнадцатилетнему юбилею организации, отмечалось, что проблема пиратства в России продолжает быть актуальной, хотя уже является не столь острой, как в конце 1990-х. Снижение уровня пиратства определяется целым рядом субъективных и объективных факторов: повышением уровня юридической грамотности пользователей, борьбой с этим негативным явлением со стороны государственных органов и общественных сил, а также важными изменениями на самом ИТ-рынке, а именно постепенным переходом к облачно-сервисным моделям и более широкому использованию подписных моделей распространения ПО вместо лицензионных. Вместе с тем сегодня на передний план юридических проблем использования ПО все больше выходят другие вопросы — обеспечение информационной безопасности, в частности в отношении частной жизни граждан, защиты интеллектуальной собственности от ее использования конкурентами и пр.

Говоря о ситуации в сфере борьбы с софтверном пиратством в России, директор НП ППП Дмитрий Соколов отметил отчетливую тенденцию снижения количества уголовных дел, связанных с нарушением авторских прав на ПО. По данные его организации, число преступлений по статье 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав), совершенных в отношении участников НП ППП в 2013 г., составило 1772, в 2014-м — 1211, в 2015-м — 1070. При этом правоохранительные органы все чаще применяют в качестве наказания штрафы, суммы которых постоянно растут. Сократился также объем незаконного распространения ПО через Интернет — во многом благодаря действиям Роскомнадзора. Ряд судебных дел показал пиратам, что сетевой вариант тиражирования софта является для них совсем не безопасным. «Но говорить о ликвидации софтверного пиратства в России, конечно, нельзя. Работу по борьбе с этим негативным явлением нужно продолжать и усиливать», — подчеркнул руководитель НП ППП.

По мнению ректора Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС) Ивана Близнеца, бороться с софтверным пиратством нужно в контексте общей проблематики защиты интеллектуальной собственности. И одним из механизмов такой работы может стать создание Национального реестра интеллектуальной собственности (НРИС), который будет включать все объекты интеллектуальной собственности, авторского и смежного прав (в том числе программы, промышленные образцы, товарные знаки). Задача коммерциализации отечественной интеллектуальной собственности является сегодня одной из важнейших для страны, и НРИС может стать инструментом ее решения. Говоря об этом, глава РГАИС сослался на опыт США, где для защиты в суде авторских прав в законодательном порядке необходимо зарегистрировать объект интеллектуальной собственности в библиотеке конгресса США. Подобную регистрацию сегодня можно сделать и в России, этим занимается Роспатент, но в нашей стране эта процедура факультативна, что в целом соответствует положениям Венской конвенции по авторским правам, которая не предусматривает каких-либо процедур фиксации таких прав (право появляется автоматически по факту создания объекта).

Повышению эффективности работы в этом направлении могло бы также способствовать создание единого федерального органа, уполномоченного решать все вопросы в области интеллектуальной собственности, и подготовка государственной стратегии в этой сфере, хотя, как отметил выступающий, во властных структурах страны пока нет однозначного мнения по данному вопросу. Для решения задачи монетизации интеллектуальной собственности российским предприятиям нужно создавать свои патентные службы, но проблема тут во многом упирается в недостаток кадров. РГАИС, как заявил ректор, может готовить нужных специалистов, тем более что сегодня уже есть соответствующий государственный стандарт.

Представитель Минэкономразвития Георгий Котляр сообщил, что именно его ведомство отвечает за разработку нормативных требований к управлению государственными услугами, предоставляемыми Роспатентом (их сейчас 26). В 2015 г. в Роспатент подано более 15 тыс. заявок на регистрацию прав на компьютерные программы, хотя нужно понимать, что получение подобной государственной регистрации не является обязательной для защиты авторских прав, в том числе судебной. Более того, по словам выступавшего, сегодня на уровне министерства нет ясной информации о том, как правообладатели на практике используют полученные свидетельства, как подобные документы помогают им защищать свои права в реальности. Он сообщил, что в настоящее время его ведомство как раз занимается изучением вопроса о том, насколько нужен механизм государственной регистрации программных продуктов, а если нужен — то как его следует улучшать. Этот вопрос министерство хочет решать на основе откликов представителей софтверной отрасли.

Исполняющий обязанности заведующего отделом регистрации компьютерных программ, баз данных и топологии микросхем Федерального института промышленной собственности (ФИПС) Роспатента Вадим Куликовский отметил, что в российском обществе бытует мнение о том, что отечественное законодательство неспособно защищать авторские права в области промышленности и высоких технологий на современном уровне. Но такое представление является ошибочным: наша законодательная база полностью соответствует мировым требованиям в этой сфере, хотя есть проблемы с ее применением на практике. По данным ФИПС, в последние годы наблюдается устойчивый рост числа подаваемых и утверждаемых заявок на регистрацию авторских прав, при этом на 100 программ приходятся 10 баз данных и одна топология. Пик подаваемых заявок пришелся на 2014 г. (более 1600), после чего был зафиксирован небольшой спад, что скорее всего объясняется ухудшением общей экономической ситуации в стране.

Правда, Вадим Куликовский обратил внимание на то, что с 2009 г. заметна тревожная тенденция снижения числа подаваемых заявок от коммерческих компаний, общий же рост обеспечивается в основном за счет повышения активности высших учебных заведений, которая объясняется принятием соответствующих административных мер (показатель по регистрации авторских прав включен в отчетность вузов).

Что же касается вопроса о пользе государственной регистрации авторских прав, то нужно понимать, что такой акт существенно помогает защите прав, в том числе в суде, поскольку запись в реестре обеспечивает юридическую силу презумпции достоверности зафиксированных сведений — то, что записано в реестре, признается действительным до тех пор, пока не доказано обратное. К настоящему моменту в реестре ФИПС зафиксировано около 130 тыс. авторских прав на ПО и базы данных, при этом за последние годы лишь 10 оспорены в судебном порядке, хотя в области патентов этот процент существенно выше. Факт наличия свидетельств о регистрации играет большую роль при участии в тендерах, при получении разного рода грантов, для повышения капитализации предприятий, для получения банковских кредитов и пр.

Начальник правового управления Роскомнадзора Борис Едидин сообщил, что практика борьбы с нелегальным и противоправным контентом в Интернете выявила проблему зеркал сайтов, которая до сих пор в существенной мере находится вне зоны правового регулирования. Технической проблемой борьбы с зеркалами является то, что переадресация на них выполняется автоматически без участия интернет-провайдеров. Юридическая же трудность заключается в том, что зеркала часто не являются полными копиями основных сайтов, у них часто имеется иная форма и несколько другое содержание, что мешает применять к ним автоматически меры, которые одобрены в отношении основного сайта. Решать задачу создания нормативной базы по работе с зеркалами Роскомнадзор намерен совместно с представителями отрасли, ведомство планирует провести совещание по данной теме с участием контент-провайдеров и крупных правообладателей с целью подготовки предложений по ограничению создания зеркал заблокированных сайтов и правилам переадресации пользователей.

Хотя мы часто отмечаем в целом позитивное развитие российского законодательства в области ИТ, в том числе в области защиты авторских прав, но нужно понимать, какую роль в этом процессе занимают активные действия бизнес-сообщества. На этот момент обратил внимание директор АПКИТ Николай Комлев: «Многие законы и другие нормативные акты были приняты по нашим инициативам, и благодаря нам же целый ряд нормативных инициатив не дошел до реализации».

Крайне важная для ИТ-отрасли проблема — налогообложение. В 2017 г. заканчивается срок действия льгот для софтверных компаний по страховым взносам, и сегодня АПКИТ активно занимается в месте с профильными министерствами решением вопроса об их продлении. Как известно, в начале года президент России выдал поручение правительству проработать данный вопрос, но нужно понимать, что «проработать» — это не значит «решить положительно», за позитивный для ИТ-отрасли вариант нужно бороться. Кроме того, сейчас в Госдуме находится законопроект, который предусматривает возобновление уплаты НДС при продаже софтверных лицензий. АПКИТ уже включился в этот законодательный процесс с тем, чтобы окончательный вариант закона не ущемлял интересы российской ИТ-отрасли.