Проблемы здоровья — то, что касается каждого. Не удивительно, что вопросы развития медицинского обслуживания в стране вызывают большой интерес и у специалистов по ИТ. Как будет развиваться ИТ-поддержка нашей медицины? На что направлены основные усилия специалистов? Некоторые ответы на эти вопросы можно было получить на прошлой неделе, прослушав доклад на форуме CNews Елены Бойко, директора департамента информационных технологий и связи Минздрава России — «Задачи информатизации здравоохранения на 2016 год» .

Единая государственная информационная система здравоохранения

Ключевой проект департамента — Единая государственная информационная система здравоохранения (ЕГИСЗ), которая позволит создать в РФ единое информационное пространство для обеспечения взаимосвязи трех основных уровней:

— уровень медицинских организаций,

— региональный уровень,

— федеральный уровень.

ЕГИСЗ начали создавать давно, еще в 2011 г. Цели создаваемой системы понятны. Для обычных граждан она должна обеспечивать удобное взаимодействие с медицинскими органами и давать оперативный доступ к медицинской информации. Медицинские работники смогут оперативней получать информацию о пациентах и снизить затраты времени на предоставление отчетности. Органы управления смогут оперативно получать агрегированную информацию.

В фокусе проекта на первом уровне — государственные медицинские организации. Сейчас у нас около 11 700 медицинских организаций с государственной формой собственности и 80 000 структурных подразделений (муниципальные поликлиники, городские больницы). Так что проект масштабный. Еще нужно учесть, что организации имеют разные информационные системы, в том числе медицинские, лабораторные, радиологические. Информационные системы содержат базовые модули, управляющие ресурсами и специализированные. К последним относятся: модуль регистратура, который позволяет записываться к врачу, модуль аптека, архив медицинских изображений, модули автоматизации выдачи больничных листов.

В ряде субъектов РФ проходят пилотные проекты по выдаче электронных рецептов, когда пациент не получает на руки бумагу с лекарствами, а фармацевт в аптеке видит перечень лекарств, назначенных врачом больному, сразу в электронном виде. Кроме этого в ряде субъектов РФ проходит пилотный проект «Электронный больничный лист».

В целом сейчас в стране автоматизировано 58% рабочих мест медицинских работников, ведется в электронном виде 54 млн. медицинских карт. В 2016 г. процент АРМ предполагается довести до 68%, а число электронных медицинских карт до 70 млн.

Уровень информатизации организаций здравоохранения на региональном уровне очень разный. Существует «цифровое неравенство» как в рамках инфраструктуры, так и в рамках реализованного функционала. Поэтому для каждого из субъектов был разработан индивидуальный план реализации проектов, чтобы к 2018 г. все субъекты были примерно на одинаковом уровне.

За это время субъекты должны создать региональные медицинские информационные системы (РМИС). Зачем пациенту ногами нести анализы из одной медицинской организации в другую? Можно же всю информацию дать в электронном виде через РМИС, что уже и реализовано в ряде субъектов РФ. Это направление развития информационных медицинских систем было отмечено докладчиком как магистральное.

Другой результат — такая объединяющая региональные медицинские системы шина позволяет оптимизировать диспетчеризацию машин скорой помощи. Это позволит обеспечить ключевой показатель работы — время доезда до пациента не более 20 минут.

Верхний уровень информационного пространства — федеральный. Он объединяет РМИС, аналитические системы (федеральный регистр медработников, регистр медицинских учреждений и медицинской техники), федеральную электронную регистратуру, нормативно-справочную информацию и главный компонент ЕГИСЗ — интегрированную электронную медицинскую карту (ИЭМК).

Сейчас в Личном кабинете на Едином портале госуслуг граждане могут записываться к врачу. Но мало кто имеет доступ к своей интегрированной электронной медицинской карте. Чтобы такая информация появилась, надо чтобы она была собрана из медицинских учреждений. Для автоматизации сбора разработаны пять структурированных электронных медицинских документов (СЭМД) которые предназначены для обеспечения передачи информации на федеральный уровень. Особенно это актуально для граждан, переезжающих из одного региона в другой. Врачу не придется заводить пустую новую карту — он через ЕГИСЗ сможет посмотреть всю историю болезней пациента.

Что нас ждет еще?

Построение ЕГИСЗ — это важно. Но все же главная задача на 2016 г. — легитимизация электронного медицинского документа. Так как несмотря на все достижения информатизации, все по прежнему используют бумагу, вынуждены распечатывать закрепленные в законодательном виде формы и хранить их в бумажном виде. И этой проблемой департамент ИТ Минздрава РФ собирается заниматься.

Из других значимых проектов департамента можно выделить план разработки в 2016 г. информационной системы, которая будет обеспечивать мониторинг движения лекарственных препаратов от производителя до потребителя. Это поможет борьбе с поддельными лекарствами, рынок которых сейчас достиг огромных размеров. Производитель будет наносить маркировку на каждый препарат и по мере его продвижения через посредников до аптек — все перемещения будут отображаться в единой информационной системе. При покупке любой гражданин, например, с помощью мобильного приложения, сможет проследить всю цепочку от момента, когда лекарство было произведено или ввезено на территорию РФ и удостовериться, что оно не поддельное.

Продолжаются работы по внедрению телеметрии. Врач районной медицинской организации с помощью ЕГИСЗ сможет записаться на консультацию у узкого специалиста и получить ее удаленно. Такие системы, особенно в сочетании с внедряемыми системами непрерывного медицинского обучения, помогут повысить квалификацию врачей.

Другие проблемы

Телемедицина — это хорошо. Но речь идет по-прежнему о консультациях врач-врач. А граждан больше интересует другая телемедицина. Когда пациент может получить консультацию и курс лечения через Интернет. А вот здесь есть проблемы. Методологические, юридические и технические. Например, докладчику неизвестны медицинские изделия, которые могли бы быть реализованы в таком проекте. К ним не относятся изделия для фитнесса.

И есть проблема юридической значимости информации. Кто отвечает за то, что данные клиента правильные? Кто будет виноват, если информация снятая и переданная с медицинского прибора будет искажена или просто утеряна? Пациент, который неправильно использовал прибор, производитель медицинского устройства, интернет-провайдер, врач?

Другая проблема. Департамент ИТ Минздрава научился собирать данные. Но что с ними делать? Это огромные объемы информации. Кто будет интерпретировать данные, с учетом того, что врачей не становится больше? Так что в 2016-м планируется только запуск пилотных проектов по удаленному консультированию по отдельным хроническим заболеваниям. И ставится задача узаконить само понятие телемедицины, так как сейчас оно в федеральном законе не легитимно.

В докладе ничего не говорилось о связи ЕГИСЗ с коммерческими медицинскими учреждениями. Даже о таких планах на будущее. Что непонятно. Учитывая, что медицина все больше коммерциализируется. Компании, которые заботятся о своих сотрудниках, покупают им пакеты ДМС. И люди практически перестают контактировать с государственными медицинскими учреждениями. И оказываются вне ЕГИСЗ.

Исходя из потребностей населения, логично было бы включить в ЕГИСЗ и сертифицированные коммерческие медицинские организации. Результатам анализов, полученных в коммерческих структурах, зачастую доверяют больше, чем полученным в районных поликлиниках. И почему бы их не отражать в личном кабинете пациента? Как и диагнозы, поставленные коммерческими медицинскими структурами. Естественно, с отметками, кем проведены анализы и поставлен диагноз.

В целом прошлогоднее назначение Елены Бойко на должность ИТ-директора Минздрава РФ было воспринято ИТ-специалистами с оптимизмом. Молодая, красивая, энергичная и почти своя — хотя и не совсем айтишник, но шесть лет руководящей работы в крупнейшей российской компьютерной компании ЦФТ — безусловно, положительный бэкграунд в глазах ИТ-сообщества. Популярности своему департаменту она точно добавила.

А вот с итогами работы самого департамента — сложнее. Понятно, что медицина финансируется недостаточно и возможности по развитию ее ИТ-составляющей сильно ограничены. Бесспорно, многое департаментом в течении года сделано. Информатизация медицины, конечно, идет. Но все же, как в планах на будущее, так и в их реализации хотелось бы большего.