В рамках форума MedSoft-2015 заместитель руководителя Департамента информационных технологий Москвы Владимир Макаров подвел итог проделанной работы по внедрению сервисов государственной Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) г. Москвы и ответил на вопросы, касающиеся перспектив использования существующих технологий в стационарах, а также возможности применения накопленного опыта в регионах.

Взаимодействие поликлиник и стационаров в рамках ЕМИАС

«Стартуя в 2011 г. с программой модернизации здравоохранения, мы изначально ориентировались на работу в амбулаторно-поликлиническом звене, поэтому большая часть сервисов, которые реализуются с того времени в медицинской информационно-аналитической системе, преимущественно ориентированы на деятельность поликлиник. С середины прошлого года мы проводим пилотные внедрения системы в двух стационарах, в том числе чтобы отработать всю методологию их взаимодействия с поликлиниками. Речь идет об обеспечении преемственности медицинской помощи после выписки человека из стационара и предоставлении необходимой информации лечащему врачу. Плюс ее маршрутизация в диагностические отделения больниц, в том числе для принятия обоснованных решений о плановой госпитализации. Проводятся работы, связанные с мониторингом коечного фонда стационаров, в большинстве своем на уровне станций скорой медицинской помощи, где сейчас существует острая надобность в такой информации», — рассказал Владимир Макаров.

Говоря о внедрении единой системы в московских стационарах, он подчеркнул — ее не будет. «В отличие от поликлинического звена, вся полезная информации преимущественно концентрируется в самом стационаре. На общегородском уровне детальная история болезни не очень интересна, как и внутреннее перемещение больных внутри стационара. Важен итог их лечения. Кроме того, каждый стационар города имеет свою специфику деятельности, что, безусловно, повлияет на выбор решения. Реализация внедрения осуществляется на основе софинансирования самих стационаров, вклад которых в данном случае очень значителен», — сообщил Владимир Макаров.

Как устроена ЕМИАС

По словам г-на Макарова, система, по сути, построена на трех уровнях. Есть бэк-офисные модули, каждый из которых решает свою узкоспециализированную задачу: это системы интегрированной медицинской информации (СИМИ), персонифицированного учета (СПУ) и управления потоками пациентов (СУПП). Все эти модули реализованы разными разработчиками. Каждый из них представляет собой законченный функционал, единая интеграционная шина обеспечивает взаимосвязь всех модулей и общий пользовательский интерфейс. «Врач в поликлинике не знает, где заканчивается один модуль и начинается другой — это не важно. Главное, чтобы интерфейс был интуитивно понятен ему, все семь шагов, включенных в систему, которые он должен выполнить», — отметил Владимир Макаров.

Чей опыт лежит в основе сервисов, можно ли его тиражировать

«Наш сервис в своем роде уникален. Задачи, связанные с управлением потоками пациентов, которые мы решали на первом этапе, весьма своеобразны. Сейчас, если говорить, к примеру, о проекте электронных карт, то в основе лежит западный опыт, в определенной мере адаптированный под наши потребности. Но что касается управленческих задач — здесь своя специфика», — рассказал Владимир Макаров.

Он добавил, что создатели ЕМИАС готовы делиться накопленным опытом, выступая в качестве экспертов. «Но надо понимать — все сделанное, особенно то, что касается управленческого функционала (управление потоками пациента), может быть реализовано далеко не в каждом субъекте РФ. Можно по пальцам пересчитать те из них, где это может быть востребовано. Но с некоторыми из субъектов, а в ряде случаев и городов мы ведем диалог и готовы сотрудничать», — отметил Владимир Макаров.

Однако ему неизвестна практика применения опыта одного региона другим. «На то есть причина — отсутствие федеральной политики в этой сфере. И это плохо, потому что субъекты РФ делают примерно одно и то же исключительно в рамках реализации утверждаемых Минздравом дорожных карт. Здесь нужна активная позиция регулятора в части выработки общих правил, нормативно-правовой поддержки и проведения методологической работы, которой на сегодня нет. Необходима разумная сбалансированная политика в данной сфере. Однако следует понимать, попытка дать всем одну единственную программу не сработает. В 2011 г. мы признали, что внедрить одно и то же во всех городских больницах невозможно. В масштабах России — тем более. Настоящий поиск решения начнется тогда, когда проблема станет реальной и значимой для конкретного региона, конкретного стационара. Также важно создание условий, при которых все участники процесса будут достаточно мотивированы и заинтересованы в появлении электронных медицинских документов и сервисов», — сообщил Владимир Макаров.

Пациенты получат доступ к медкарте

Пациентов, естественно, волнует, на каких условиях будет реализовываться сервис предоставления им доступа к своей карте медицинской карте. «В 2012 г., когда для обсуждения было опубликовано ТЗ по реализации данного проекта, стало ясно, что пользователи в большинстве случаев хотели бы иметь доступ к своим данным в медкарте. Мы решили, что государственной монополии в этой части не будет. Собственно, мы этого уже добились, реализуя запись на прием к врачу. Существует порядка 20 провайдеров, которые заключают соглашение с Департаментом информационных технологий Москвы. Любая организация, готовая исполнять требования, которые мы предъявляем к этому информационному обмену, может получить доступ и реализовывать свой сервис. По такому же пути мы хотим пойти в проекте реализации доступа к электронной карте. Далее любой человек, зайдя на портал госуслуг и заполнив заявление на доступ к электронной карте, указывает провайдера, через которого хотел бы получать данные», — объяснил Владимир Макаров.

ЕМИАС сегодня и завтра

Нынешнее состояние ЕМИАС он оценивает так: «Уже немало медработников работает в системе с тем или иным объемом функционала. То есть базовые вещи наработаны. Кроме того, научились предоставлять необходимую аналитическую информацию в органы управления здравоохранением о том, что происходит поликлиниках города».

По его словам, в настоящее время департамент здравоохранения проводит большую работу по стандартизации процессов оказания первичной медицинской помощи. Наращивается потенциал по предоставлению необходимой департаменту информации. «Например, недавно мы выпустили кейс, который отражает время ожидания приема: на какое время пациент записался и во сколько его реально приняли. Дело в том, что ряд медучреждений сокращает время приема пациентов до восьми минут, но за это время врач ничего не успевает сделать. В итоге — за дверью собирается очередь», — рассказал Владимир Макаров.

Поэтому, считает он, первая целевая задача — завершение начатых дел и наведение порядка в медицинских учреждениях амбулаторно-поликлинического типа. Второе направление — информационная поддержка преобразований, касающихся экономики здравоохранения. Третье направление — нормативно-правовое регулирование. Четвертое перспективное направление, по словам Владимира Макарова, касается внедрения электронной карты.

«Необходимо освободить врача от дублирования на бумаге документов, уже существующих в системе. В прошлом году всю выписку льготных лекарственных средств мы реализовали в электронном виде. Но при этом продолжаем распечатывать рецепты, причем эта работа уже никому на деле не важна: ни аптечному киоску, который видит всю информацию в системе, ни врачу, оформляющему лист назначения, ни тем более пациенту. Однако 36 млн. документов мы печатаем. Поэтому надо вносить поправки в закон об обращении лекарственных средств. «Потихоньку этот процесс идет, — отметил Владимир Макаров. — Другой пример, больничные листы. Наша задача — убрать его из кабинета врача. Для этого также необходимы поправки в законодательство. Плюс проработка приказов министерства здравоохранения, где об электронной форме ничего не сказано. Это немалая работа, требующая тесного взаимодействия с министерством, и она идет».