В реализации федерального закона № 97-ФЗ от 5 мая 2014 г. «О внесении изменений в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации...», вступившего в силу с 1 августа этого года, наступила решающая фаза. Стало известно, что Роскомнадзор направил самым известным в мире интернет-сервисам Facebook, Gmail и Twitter уведомление о необходимости зарегистрироваться в России в качестве организаторов распространения информации (ОРИ).

Напомним, что согласно этому закону интернет-сервисы и веб-сайты, которые не будут удовлетворять его положениям, могут для начала подвергнутся административными штрафам, а потом и быть заблокированными для доступа на территории России. Ключевой нюанс заключается в то, что в зону действия данного закона попадают практические все сколь-нибудь значимые интернет-ресурсы, причем не только разного рода сервис-провайдеров, но и просто сайты организаций и частных лиц.

Следует также сказать, что с 1 января 2015 г. вводится в действие закон № 242-ФЗ от 21.06.2014, который предусматривает еще один повод для блокировки веб-ресурсов в России (он обязывает операторов персональных данных хранить сведения о российских гражданах исключительно на серверах, находящихся на территории России и сообщать в компетентные органы о физическом местонахождении этого оборудования).

Ключевая интрига всех этих законов заключается в том, будут ли подчиняться его требованиям зарубежные сервисы и сайты, и что именно предпримет России в случае неподчинения. Причем нужно подчеркнуть, что в поле действие закона попадают совсем не только самые известные и популярные, а практически все интернет-ресурсы, в том числе и такие, владельцы которых возможно и не знают о существовании посетителей из России.

Российские ресурсы должны подчиняться этим законам хотя бы просто потому, что они зарегистрированы в нашей стране и находятся в зоне ее юрисдикции. Их аппаратные системы также, скорее всего, находятся здесь. Если у них и есть проблемы с реализацией закона, то только сугубо в материально-техническом плане: потребуется расширять мощности по хранению информации, хотя, вполне возможно, это не очень серьезные затраты (речь, еще раз подчеркнем, идет не о содержании информационного обмена, а о фактах обмена).

С иностранными сервисами и сайтами все намного тяжелее. Во-первых, у них могут возникнуть проблемы со своим местным законодательством (если, например, требования наших законов противоречат требованиям американских). Например, если, скажем, Google еще сможет разместить в России своих базы данных, то передавать сведения о своих пользователях российским правоохранительным органам, он вряд ли сможет без риска понести очень серьезные потери в тех же США. Во-вторых, многие провайдеры не смогут выполнить требования закона число по технически-финансовым причинам. Так, например, в 97-ФЗ говорится, что на территории РФ должны храниться сведения о фактах информационного обмена пользователей Интернета. Обратите внимание: не «российских пользователей», а просто «пользователей». То есть тот же Google должен будет хранить в России информации о всей своей работы во всем мире, о всех своих пользователей во всех странах. Не говоря уже о том, что зачем какой-нибудь норвежской социальной сети устанавливать в России собственный сервер?

Ответы на вопросы о применения наших интернет-законов переведены теперь из теоретической плоскости в практическую. Наверное, уже в ближайшие месяцы мы получим ответы: лишатся ли россияне доступа к зарубежными интернет-ресурсами или нет.

Запросы Роскомнадзора направлены сейчас лишь трем самым «громким» сервисам, но все отлично понимают, что это только начало. Именно на долю этой большой интернет-тройки выпала ответственность создания прецедента, который может сыграть решающую роль в развитии Интернета в России. Наверное, руководители Facebook, Google и Twitter осознают, что речь идет не только об их собственных компаниях. Вопросы об их реакции на принятые в России законы задавались ранее, хотя и в частном порядке. Тогда ответов не было, но сейчас на официальные запросы Роскомнадзора они их должны дать.