Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) направила письмо в Госдуму и Минкомсвязи с просьбой отклонить законопроект № 596277-6, направленный на сокращение срока вступления в силу закона № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях».

В письме отмечается, что установленная ранее дата вступления данного закона в силу (1 сентября 2016 г.) была выбрана не случайно. Она обусловлена организационной и технической сложностью перевода некоторых баз персональных данных на территорию России. Необходимо время для открытия офисов, а также для создания хранилищ на территории нашей страны. Эта работа может потребовать от компаний радикального изменения архитектуры информационных систем, существующей технологии телекоммуникационного обмена данными, соответственно дополнительных временных и финансовых затрат.

Таким образом, перенос вступления в силу закона № 242-ФЗ на более ранний срок может привести к тому, что большинство компаний будут вынуждены приостановить свою деятельность. В АПКИТ считают, что это нанесёт непоправимый ущерб как экономике России в целом, так и её ИТ-отрасли в частности. Исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев отмечает, что его ассоциация пыталась остановить упомянутый выше законопроект еще до его первого чтения. Но думцы к мнению отрасли, увы, не прислушались.

Итак, над россиянами, являющимися пользователями зарубежных сервисов, нависла угроза. А что будет с теми, кто, например, пользуется услугами отечественных публичных почтовых сервисов (Яндекс.Почта, Mail.ru и т. д.)?

Ведь не секрет, что серверы «Яндекса» расположены не только в нашей стране, но и за её пределами. И если упомянутый выше законопроект № 596277-6 превратится в закон, то не возникнут ли проблемы у пользователей Яндекс.Почты и других сервисов, предусматривающих хранение персональных данных пользователей? «Требование хранения баз персональных данных в России ничего не меняет в нашей работе, поскольку для обслуживания российских пользователей мы всегда используем серверы, расположенные в России. Зарубежные дата-центры используются для других целей: поиска по зарубежным сайтам, обслуживания наших пользователей из других стран и т. д.», — ответили мне в «Яндексе».

Ответа на аналогичный вопрос от Mail.ru я не получил.