Продолжаем рассказ о проекте электронных госуслуг. Ранее мы представили оценки участников проекта о его целях и задачах, теперь речь пойдет о его структуре и организации выполнения.

В целом за проект по переводу госуслуг в электронный вид на федеральном уровне отвечают два министерства: Минэкономразвития как методолог и Минкомсвязи как технолог. На региональном уровне ответственность лежит на руководстве субъекта, назначается ответственный не ниже заместителя губернатора, обычно это руководитель профильного ИТ-ведомства субъекта.

Как известно, одной из ключевых идей новой системы госуслуг является закрепленный в законе 210-ФЗ запрет для органов власти требовать от заявителя представления документов, которые находятся в распоряжении других органов власти. Теперь нужные сведения органы власти должны получать сами, и как раз для решения этой задачи была создана система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) — ключевой компонент всей новой системы госуслуг.

Архитектурно СМЭВ состоит из систем двух уровней: единая СМЭВ (ЕСМЭВ), связывающая участников проекта на федеральном уровне, и региональные СМЭВ (РСМЭВ) — на региональном. Фактически ЕСМЭВ обеспечивает взаимодействие федеральных (ФОИВ) и региональных (РОИВ) органов исполнительной власти. На следующем уровне к региональным информационным системам подключаются мунипипальные органы. ФОИВ подключаются к ЕСМЭВ напрямую, РОИВ — обычно через РСМЭВ. Предоставлением собственно услуг (и разработкой соответствующих ИТ-решений) занимаются местные (региональные и муниципальные) органы исполнительной власти (МОИВ), которые через СМЭВ взаимодействуют с ФОИВ, получая от них необходимые сведения по запросам.

В целом за ЕСМЭВ отвечает Минкосвязи, которое непосредственно определяет архитектуру решения и контролирует работу единого оператора (по закону на эту роль назначен «Ростелеком»), занимающегося собственной разработкой и эксплуатацией системы. В свою очередь «Ростелеком» использует в качестве субподрядчиков различные ИТ-компании. За создание и функционирование РМЭВ отвечают региональные ИТ-структуры.

Как пояснил Александр Селютин, руководитель комитета информатизации и связи Республики Коми: «СМЭВ для граждан — это возможность сокращения временных издержек за счет юридически закрепленной обязанности и возможности органов власти в электронном виде самостоятельно запрашивать друг у друга сведения, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг. И федеральные, и региональные, и муниципальные органы власти являются как поставщиками, так и потребителями сведений. Здесь не может быть работы в „отрыве“ — простаивание одного из уровней сразу отражается на всех остальных».

«В принципе всё, что касается СМЭВ, есть в методических рекомендациях, которые и методолог, и технолог проекта по переводу услуг в электронный вид направляли в регионы начиная с 2010 г., — говорит заместитель начальника управления информационных технологий администрации губернатора Ульяновской области Ярослав Егоров. — Определено, в какой последовательности должны выполнять свои действия участники процесса в зависимости от их уровня: федеральный центр руководит процессом, региональные и ведомственные (федеральные) участники выполняют задачи, обеспечивая обратную связь. Это закономерно, так как проект новый, проблемы возникают постоянно и при невозможности их решить на уровне региона или ведомства они ретранслируются на уровень методолога и технолога».

Заместитель директора по ИТ МБУ «Информационно-технический центр» города Рыбинска (Ярославская область) Сергей Трофимов высказывает мнение, что СМЭВ в настоящее время реализована в весьма сложном и дорогом варианте и это повлекло неоправданные затраты средств и времени. Муниципальные же органы выходят в СМЭВ через региональную комплексную информационную систему и общаются с региональной техподдержкой.

По поводу этапности реализации проекта в целом и оценки того, в какой точке он находится сегодня, руководитель центра «Информационные технологии в госуправлении» компании «АйТи» Виктор Гриднев говорит, что такую оценку провести довольно сложно, поскольку до сих пор проект состоял из нескольких частей (межведомственное взаимодействие, вопросы идентификации пользователей, собственно услуги, каждая из которых имела свои регулярно корректируемые планы работ. Сейчас планирование проекта в целом описано в дорожной карте (еще не утвержденной) по реализации Концепции развития механизмов предоставления госуслуг в электронном виде (2014–2018 гг.).

Ярослав Егоров так видит этапность работ по проекту:

  • определение ответственных за процесс перевода услуг в электронный вид (сейчас методолог — Минэкономразвития, технолог — Минкосвязи);
  • оценка текущего состояния технологической и программной оснащённости регионов (это уже было сделано раньше, в результате чего получена картина неравномерного развития регионов в части «железа» и «лоскутное одеяло» в части ПО, которое обрабатывало, хранило данные, необходимые для предоставления услуг) с последующим выделением средств из бюджетов всех уровней для выравнивания ситуации;
  • анализ законодательства и вычистка из него усложняющих процедур, мешающих быстрому и высококачественному предоставлению услуг (это не сделано до сих пор);
  • постепенное (разом зайти в 83 региона физически невозможно, ресурса не хватит) развитие программно-аппаратного комплекса, объединяющего регионы и ведомства, для обеспечения обмена сведениями в электронном виде между участниками (это и есть система межведомственного электронного взаимодействия, СМЭВ) за счёт его бесплатного внедрения в работу субъектов и ведомств, не имеющих собственных информационных систем (ИС), и интеграции с действующими ведомственными и субъектовыми ИС при их наличии;
  • доработка СМЭВ и ИС участников в процессе их опытной эксплуатации;
  • вывод действующих государственных и муниципальных услуг на ЕПГУ (единый портал госуслуг) как итог выполнения задачи по переводу их в электронный вид.

Но тут нужно понимать, что эта последовательность характерна для работы по отдельным услугам. А учитывая, что работы по каждой услуге обладают разным уровнем зрелости (отдельные услуги уже фактически полностью реализованы), получается, что все этапы с точки зрения конкретного региона или муниципалитета весьма перемешаны. Если же оценить состояние дел в среднем по стране, то сейчас, по мнению Ярослава Егорова, проект находится на этапе развертывания СМЭВ.

Сергей Трофимов рассказывает: «На уровне органов местного самоуправления, как правило, разрабатываются регламенты оказания таких услуг, назначаются сотрудники, ответственные за их предоставление, определяются время и место приёма. Администрации большинства городов доводили информацию о предоставляемых услугах до населения через официальные сайты в Интернете, которые органы местного самоуправления обязаны иметь согласно 8-ФЗ „Об обеспечении доступа к информации...“. Поначалу администраци, как правило, имели намерение и уже вели работы по организации на официальных сайтах приёма заявлений и необходимых документов от граждан в электронном виде, имея в виду передавать их необходимые документы по e-mail. Но тут появился 210-ФЗ „Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг“, который всю деятельность по общению с гражданами „заорганизовал“ по-своему, отменив все наши первональные планы...»

Александр Селютин говорит о том, что по ходу работ порой меняется представление о содержании услуг: «Сейчас мы уже не просто переводим простые услуги в электронный вид — мы комплектуем их по жизненным ситуациям. То есть стремимся не оказать отдельно взятую услугу, а разрешить жизненную ситуацию, например, не просто получить субсидию на жилье, а приобрести квартиру». Что же касается архитектуры СМЭВ и системы электронизации услуг, то, по его мнению, само это понятие появилось не так давно. Концепция перевода услуг в электронный вид в том виде, в котором она существует сейчас, появилась только в 2013 г. Хотя сама СМЭВ как часть инфраструктуры электронного правительства появилась еще в 2009 г.

(Продолжение следует)