5 февраля в Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему развития информационного общества. В ходе дискуссии была озвучено, что сейчас одним из главных барьеров для перевода многих госуслуг в электронный вид на так называемом “пятом этапе” (когда гражданин может получать услугу, не выходя из дома, — через Интернет) является наличие такого фактора, как документы личного хранения. Речь идет о паспорте, свидетельстве о рождении, свидетельстве о регистрации брака и пр., которые сейчас можно предъявлять только лично — в ходе персонального визита к чиновникам, что явно дискредитирует идею электронного государства. Как сообщил генеральный директор компании “АйТи. Ведомственные системы” Вадим Деянышев, некоторое время назад он обратился в Минкомсвязи с инициативой лигитимизировать создание электронных копий этих документов, которые можно было бы заверить ЭП и выгружать в личный кабинет на портале госуслуг или в какое-то другое хранилище.

Директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Владимир Авербах подтвердил актуальность темы и заверил, что министерством в данном вопросе предпринимаются шаги сразу по двум направлениям. Во-первых, чиновники намерены сократить количество документов личного хранения. Как можно было понять со слов г-на Авербаха, большая часть того, что уже сейчас можно было бы упразднить, имеет отношение к ЗАГСам. Данные организации выдают не только документы, но еще и многочисленные справки с определенными сведениями, заполненные по установленным формам, которые также требуются при получении некоторых госуслуг. Г-н Авербах уверяет, что Минкомсвязи уже запланировало внести в так называемую дорожную карту по реализации концепции развития электронных госуслуг мероприятия по снижению числа документов личного хранения в части актов гражданского состояния. Но для этого также потребуется корректировка нормативной базы. По словам чиновника, данный вопрос сейчас с существенными разногласиями заинтересованных сторон обсуждается в аппарате правительства.

Второе направление работ Минкомсвязи связано уже непосредственно с вышеупомянутой идеей заверять электронные копии бумажных документов. По уверению г-на Авербаха, министерство однозначно поддерживает введение такой практики и неким образом пытается внести соответствующие мероприятия не только в свою дорожную карту, но и в карты других ведомств. Правда он признает, что процесс это очень сложный и трудоемкий, связанный с массой нормативных и организационно-технических проблем, поэтому ничего конкретного относительно того, когда можно ожидать изменения ситуации, сообщить не смог.