Сегодня в Москве на открытии конференции “Право на Download” член Комитета Госдумы по информационной политике, ИТ и связи Роберт Шлегель сообщил о том, что несколькими часами ранее он внес в Госдуму законопроект с поправками к вступившему недавно в силу так называемому антипиратскому закону.

Г-н Шлегель напомнил, что вышеупомянутый закон 187-ФЗ принимался этим летом в достаточно спешном порядке, без каких-либо консультаций с заинтересованными сторонами, без учета многочисленных предложений (в том числе его собственных, основанных на общении с представителями интернет-компаний и сетевого сообщества).

Депутат признает, что принятый закон в его нынешнем виде весьма корректно работает, однако к нему сохранился ряд претензий и пожеланий, которые так или иначе желательно учесть. Поэтому работа законодателей была продолжена — как в Министерстве культуры, так и, например, в Госдуме (в рамках рабочей группы, созданной в Совете по культуре при председателе Госдумы). В последней некоторое время назад было принято решение о том, что нужно взять ряд версий предложенных поправок (со стороны отрасли, правообладателей, Минкульта и т. д.) и объединить их в один законопроект. Данная работа была в итоге поручена г-ну Шлегелю, 10 сентября она завершилась, а сегодня состоялось официальное внесение документа в Госдуму.

По уверению депутата, этот законопроект — попытка найти баланс интересов и точки соприкосновения различных сторон. Речь идет об отсутствии премодерации контента и об акценте на саморегулирование. Правда, как сообщил г-н Шлегель, в данном случае был предложен конкретный механизм этого саморегулирования. Дескать, отрасль так устроена, что ее взгляды могут меняться, а здесь нужно исходить не из чьих-либо позиций, а из здравого смыла. Поэтому, как полагает г-н Шлегель, урегулирование споров до суда и установленный порядок этой процедуры дают возможность как минимум не перегружать суды.

Также законопроект предполагает распространения действия 187-ФЗ не только на видеопродукцию, но и на другие объекты авторского права (музыку, литературные произведения, софт и т. д.). И еще одно важное предложение, важность которого неоднократно обсуждалась всеми экспертами, — блокировать недобросовестные сайты не по IP-адресу (что может повлечь за собой прекращение работы множества ни в чем не повинных ресурсов), а по URL.

В общем, как можно было понять со слов директора Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергея Плуготаренко, в целом документ учел тот комплекс предложений, который был достаточно давно сформулирован в его организации.

Стоит отметить, что г-н Шлегель отдает себе отчет в том, что работа его группы велась параллельно с аналогичной законотворческой деятельностью других структур. (В частности буквально сегодня ожидается внесение законопроекта, разработанного Микультом.) Однако, как считает депутат, вне зависимости от того, чей документ в итоге будет принят и какая из рабочих групп достигнет успеха, главное, что в обществе вскоре должен быть достигнут некий консенсус, который снимет существующее сейчас напряжение.

Говоря о перспективах конкретно своего детища, г-н Шлегель отметил, что судьба любого законопроекта соответствует фольклорной вероятности встречи динозавра на улице (или встретите, или нет). Однако в данном случае он считает шансы на успех достаточно высокими, потому что документ был подготовлен весьма тщательно и без какой бы то ни было спешки.