Об этом сообщила газета “Ведомости”, сославшись на прошедшее на прошлой неделе совещание в Минкомсвязи. По сведениям издания, в качестве альтернативного разработчика ПО для сервисов государственных услуг рассматривается ФГУП НИИ “Восход”, которое четыре года назад получило на внеконкурсной основе роль госоператора системы электронных (биометрических) паспортов. Сообщается, что Минкомсвязи намерено продлить с Ростелекомом договор на продолжение работ по электронному правительству лишь на четыре месяца, а не на год, как это делалось ранее. Дальнейшее продление соглашения будет зависеть от качества полученных результатов (в документе прописан механизм их оценки).

Как известно, Ростелеком был в свое время определен правительством единственным исполнителем по созданию инфраструктуры для проекта “электронного правительства”. Как нетрудно догадаться, получение такого эксклюзивного монопольного статуса было в свое время реализацией идеи руководства Минкомсвязи (говорили, что непосредственно за проект отвечал Илья Массух как главный по ИТ в министерстве). Идея такого монополизма изначально не вызывала восторгов в ИТ-сообществе, хотя, конечно, хорошо ложилась в стратегию усиления “государственности” в делах страны.

Известно и то, что со сменой руководства Минкомсвязи в мае прошлого года отношения между министерством и его ближайшим государственно-коммерческим партнером перестали быть безоблачными, руководство министерства явно взяло направление на передачу некоторых дел Ростелеком другим структурам (а вот кому — не очень понятно: то ли на волю рынка, то ли — каким-то другим своим близким партнерам). Одним из камней преткновения стал уже тогда вопрос о финансировании работ в регионах: прежнее руководство Минкомсвязи и Ростелеком ориентировались на использование централизованной схемы, а новое начальство министерства настаивало на передаче средств регионам, чтобы те самостоятельно решали, на что и как им их тратить.

В своем прощальном слове при уходе с поста министра Игорь Щеголев в мае 2012-го на выставке “Связь-Экспокомм”, разумеется, рассказал об отличных результатах работы своего ведомства, в том числе по направлению “Электронное правительство”. Разумеется, прогресс тут был и есть, но насколько он, на самом деле, велик — сказать очень сложно, проект в целом покрыт плотной информационной пеленой.

Известно, что одним из решающих моментов должно было стать введение 1 июля 2012 г. в действие в полной мере закона об госуслугах (в частности, запрещающего требовать от заявителей документы, уже имеющиеся в государственных органах), что должно было сопровождаться вводом на полную мощность СМЭВ. Эта тема практически не обсуждалась в ИТ-сообществе, но по мнению некоторых экспертов, проект СМЭВ можно, скорее, отнести к разрядку не очень удачных по реализации.

Отметим также, что осенью в СМИ появилась информация об уголовных расследованиях с упоминанием фамилий руководства Ростелекома, а недавно стало известно о скором уходе из компании Алексея Нащекина, отвечавшего там за весь ИТ-блок, в том числе за создание облачной платформы и СМЭВ. По данным “Ведомостей”, практически всё ИТ-направление Ростелекома финансируется за счет проекта “электронного правительства” — это примерно 4 млрд. руб. в 2012 г. (без учета средств, выделенных на веб-трансляцию выборов в марте прошлого года), при том, что общий доход Ростелекома за 9 месяцев 2012 г. составил 239 млрд. руб.