Военно-промышленная комиссия (ВПК) при Правительстве РФ в ближайшее время рассмотрит законопроект о создании фонда, который будет искать инновационные технологии для отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК), сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин. Он отметил, что этот фонд станет аналогом агентства DARPA, действующего при минобороны США.

“Речь идет о создании некоего научно-исследовательского “хищника”, который будет выявлять в университетских исследовательских центрах наиболее интересные, прорывные, новаторские предложения, которые могли бы быть применены для развития оборонно-промышленного комплекса”, — рассказал Дмитрий Рогозин на встрече с ректорами ведущих технических вузов России.

По его словам, аналогичные фонды существуют в США и Германии. Он добавил, что “в ближайшее время военно-промышленная комиссия при правительстве рассмотрит документ по созданию соответствующего фонда, который будет поддерживаться государством”.

“Мы стоим на пороге принятия серьезных решений. — продолжил г-н Рогозин. — Планируем, что к концу этого месяца сможем вынести в правительство проект федеральной целевой программы развития ОПК, который предусматривает глубокую модернизацию значительной части российских оборонных предприятий. Родина выделяет на это большие деньги, более трех триллионов рублей”.

Он напомнил, что в 2010 г. проводилось исследование инновационной активности в России, которое выявило практически трехкратное отставание нашей страны от передовых государств. “Мы не можем уповать только на законы рынка в деле инновационного развития. Государство должно искать прорывные технологии, способные реализовать собственные заделы по каждому направлению”, — сказал он.

DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency) — агентство передовых оборонных исследовательских проектов. Это агентство министерства обороны США, отвечающее за разработку новых технологий для использования в вооружённых силах. Миссией DARPA является сохранение технологического превосходства вооруженных сил США, поддержка прорывных исследований, преодоление разрыва между фундаментальными исследованиями и их применением в военной сфере.

DARPA было основано в 1958 г. в ответ на запуск Советским Союзом первого искусственного спутника Земли. Сегодня военный и научный потенциал США многократно превышает возможности отечественного ОПК, серьезно пострадавшего в ходе бесчисленных и по большей части никчемных реформ 1990-х и 2000-х. Так что американская инициатива полувековой давности сейчас вполне может быть принята за образец при модернизации российского оборонно-промышленного комплекса.

В свое время перед DARPA (изначально агентство называлось ARPA, затем оно было переименовано в DARPA с добавлением слова Defense) была поставлена задача сохранения военных технологий США передовыми. DARPA, в частности, прославилась спонсированием разработки сети ARPANET (которая переросла в Интернет), поддержкой создания версии BSD системы Unix в университете Беркли и стека протоколов TCP/IP.

DARPA независимо от обычных военных научно-исследовательских учреждений и подчиняется непосредственно верховному руководству минобороны. Оно концентрируется на краткосрочных проектах (от двух до четырёх лет), ведомых небольшими, специально подобранными командами. Бюджет организации составляет около 3 млрд. долл.

Идея создания российского аналога DARPA совсем не выглядит утопической и вполне может найти практическое применение. Возможно, даже большее, чем сколковский научный проект, в рамках которого инновации будут создаваться главным образом ради самих инноваций, без ориентации на запросы экономики. Кстати, экономики весьма консервативной, ориентированной на сырьевые и энергетические поставки на внешний рынок и по большей части не заинтересованной в применении инноваций.

“Russian DARPA” может оказаться более успешным начинанием по той причине, что агентство будет встроено в структуру российского ОПК. Этот комплекс исторически был и генератором, и главным потребителем новых технологий, ориентированных на оборону страны. Не будем забывать, что отечественный ОПК и сейчас является вторым по величине экспортером (причем не сырья, а высокотехнологичной продукции), уступая по объемам внутри страны только нефтегазовому комплексу, а на мировом рынке — только ОПК США.

То есть “Russian DARPA” может стать главным заказчиком прорывных идей в стране, а у самого агентства гарантированно будет заинтересованный и влиятельный потребитель современных технологий, способный в новых условиях обеспечить и финансирование НИОКР, и внедрение их в производство, и поставки новой техники в силовые структуры РФ, и оружейный экспорт на внешние рынки.