В середине мая на выставке “Связь-Экспокомм-2011” Ростелеком представил новую версию единого портала государственных услуг.

В презентации компания ограничилась освещением технических аспектов проекта, а все попытки выяснить его организационные и финансовые стороны по необъяснимой причине остаются проигнорированными.

Подобная закрытость назначенного Правительством РФ единственного исполнителя мероприятий госпрограммы “Информационное общество (2011—2020 годы)” в части создания инфраструктуры “электронного правительства”, государственной по сути компании, выглядит более чем странно.

Теперь обо всем по порядку.

Портал госуслуг 2.0

Как известно, единый портал государственных услуг в Минкомсвязи считают ключевым инфраструктурным элементом создаваемого электронного правительства, называя не иначе как витриной информатизации государства.

Первую попытку создания подобного интернет-ресурса предприняла еще старая “реймановская” команда Минкомсвязи в рамках программы “Электронная Россия”. Был создан портал госуслуг (будем его условно считать нулевой версией) http://ogic.ru/. По информации из открытых источников, проект реализовывало ФГУП НИИ “Восход” за 495 млн. руб., завершив работы к 1 января 2009 г.

По всей видимости, этот портал не отвечал требованиям новой команды Минкомсвязи, потому что заниматься его развитием не стали, и уже 15 декабря 2009 г. был открыт хорошо нам знакомый ресурс www.gosuslugi.ru/ru/. Над его созданием работала компания “Армада”, потратив на это, по информации из открытых источников, порядка 100 млн. руб. (В самой компании сумму контракта не подтверждают и не опровергают.)

Данный сайт стал первой функциональной версией портала госуслуг, оказавшейся к тому же востребованной гражданами. По данным Ростелекома, с момента его открытия на нем было зафиксировано более 70 млн. посещений. В течение 2010 г. с его помощью было подано свыше 1,5 млн. заявлений в электронном виде на получение 79 госуслуг.

На сегодняшний день на портале зарегистрировано около 1 млн. пользователей, и наиболее популярно среди них получение информации о штрафах ГИБДД и состоянии индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде РФ и получение заграничного паспорта.

Как мы теперь знаем, первая версия портала являлась единственной точкой доступа к госуслугам меньше полутора лет. С середины мая в тестовом режиме заработал ресурс http://epgu.gosuslugi.ru. С его помощью был реализован принцип, уже несколько месяцев декларируемый Минкомсвязи, по которому приоритетным направлением развития портала должно стать предоставление услуг гражданам при посредничестве мобильных устройств.

По формулировке Ростелекома, вторая версия портала является универсальной гибкой платформой, позволяющей получить госуслуги с любой пользовательской системы, подключенной к Интернету, — персонального компьютера, КПК, планшета или смартфона, в том числе с устройств с сенсорными экранами. Для тех же, кто не имеет собственного выхода в Сеть, госуслуги доступны через общественные инфокоммуникационные терминалы — инфоматы.

В Ростелекоме считают, что новая версия выгодно отличается от своей предшественницы более дружественным интерфейсом, позволяющим получать услуги или информацию максимально простым способом с минимальным количеством переходов между страницами портала. (Разумеется это утверждение можно обсуждать, но то, что новый сайт гораздо компактнее старого, видно невооруженным глазом.) И еще одно преимущество апгрейда, отмечаемое Ростелекомом, заключается в появившейся возможности прозрачно и гибко совершать необходимые электронные платежи.

Исполнителем данного проекта является компания “Энвижн Груп”. По словам ее представителя, с технической точки зрения ключевое отличие нового портала заключается в том, что он реализован на технологии Java, тогда как прежний был создан на технологии PHP. Как утверждается, перенос ресурса на новое технологическое ядро привел к тому, что портал стал устойчив к ожидаемому огромному потоку запросов, на нем можно более гибко реализовать различные сервисы. Также на новом портале реализована возможность получения услуг не только гражданами России, но и иностранцами, зарегистрированными в нашей стране, и иностранными компаниями, осуществляющими здесь свою деятельность.

Помимо этого на открывшемся ресурсе внедрены сервисы подачи документов и модуль мониторинга хода исполнения услуг, “личный кабинет” с механизмами аутентификации и идентификации пользователей, разработан сводный реестр госуслуг и предусмотрена возможность дистанционной оплаты штрафов, пошлин и пр.

Фактически сейчас в сети выложены две версии портала. Обе работоспособны, однако, как утверждает представитель “Энвижн Груп”, в регионах в качестве типового решения теперь станет внедряться именно вторая.

Кстати, сайт ogic.ru также до сих пор доступен в Сети, но сейчас на нем располагается Подсистема удостоверяющих центров.

Игра в молчанку

Представленная выше информация приведена мною единым блоком для простоты читательского восприятия. В реальности получать ее пришлось кусками и в ряде случаев не из самых очевидных источников. О том, что исполнителем работ по созданию второй версии портала является “Энвижн Груп”, стало известно из ее собственного пресс-релиза. (Кстати, в нем же сообщается, что помимо портала компания создала среду межведомственного электронного взаимодействия и типовое региональное решение, а также спроектировала и развернула инфраструктуру “электронного правительства”.)

В Ростелекоме об этом почему-то решили умолчать. Более того, когда я попытался уточнить, кто именно создавал разные версии портала, и сколько стоили работы в обоих случаях, Андрей Поляков из департамента внешних коммуникаций Ростелекома сообщил мне по электронной почте следующее: “к сожалению, наши “электронные правители” не хотят комментировать эту тему”. Это полная цитата. Никакого объяснения причин приведено не было.

Обратившись напрямую в “Энвижн Груп”, я весьма оперативно получил множество интересных технических подробностей о проекте, но информацию финансового характера мне было предложено запросить в Ростелекоме.

Примерно та же картина (за исключением оперативности и полезности полученной информации) наблюдалась и при общении с директором по маркетингу компании “Армада” Романом Малышевым. (О том, что именно эта фирма являлась исполнителем работ по созданию первой версии портала, пришлось узнавать из Интернета.)

То, что о финансовых подробностях проекта не горят желанием распространяться частные коммерческие структуры, в наших реалиях вполне объяснимо. К тому же это их полное право. А вот молчание государственного (за счет 52,3% акций) Ростелекома в отношении аккредитованного государством СМИ по поводу государственного (в смысле заказчика) проекта по-настоящему государственной (уж извините за тавтологию) важности — это уже вне всякой логики.

Разумеется у СМИ есть право осуществить запрос на получение информации строго в официальном порядке — посредством письменного бумажного запроса. Однако всякий раз добывать оперативные сведения таким способом для новостного издания совершенно неприемлемо.

Говоря о модернизации и информатизации России, президент страны постоянно подчеркивает, что создание “электронного правительства” поможет победить коррупцию и сделает работу чиновников предельно прозрачной. В контексте этих слов непрозрачность главного строителя информационного общества — более чем грустная метафора.