Одна моя знакомая недавно вышла замуж и взяла фамилию мужа. Явление обычное и весьма распространенное. Но только не с точки зрения широко разрекламированного портала “Госуслуги” и его разработчиков. Поясню, почему. Как известно, смена фамилии влечет за собой смену общегражданского и заграничного паспортов. Довольно быстро выяснилось, что в этой ситуации подавать заявление на получение общегражданского паспорта из своего личного кабинета на портале “Госуслуги” нет никакого смысла. Хотя бы потому, что там перечислены не все документы, которые требуется собрать в этом случае. Да и вообще, обращаться в данной ситуации можно не только в местное отделение ФМС (Федеральной миграционной службы), а и в паспортный стол ЕИРЦ (дело происходило в Москве). Этот паспортный стол в любом случае не миновать, так как именно там выдаются некоторые документы, необходимые для смены паспорта в случае перемены фамилии.

После получения общегражданского паспорта моя знакомая направилась в отделение ФМС (по месту жительства), где ей объяснили, что заявления на загранпаспорта нового поколения теперь принимаются исключительно в электронном виде. Действительно, подать заявление на получение или замену загранпаспорта из личного кабинета портала “Госуслуг” можно. Но при этом имя и фамилию заявителя портал в соответствующее поле электронного заявления подставляет сам. Казалось бы, на “Госуслугах” в личном кабинете гражданина (или гражданки) его (её) фамилия должна автоматически поменяться если не после получения в ЗАГС’е “Свидетельства о перемене фамилии” (между прочим, за оформление соответствующей “грамоты” взимается госпошлина в размере 1000 руб.), то хотя бы после получения нового общегражданского паспорта — ведь портал-то межведомственный и, по идее, должен поддерживаться в актуальном состоянии системой межведомственного электронного документооборота (МЭДО), на обустройство которой в рамках различных ФЦП выделяются немалые средства. Но не тут-то было. Более того — выяснилось, что в своем личном кабинете отобразить факт изменения фамилии нельзя даже путем подачи соответствующего заявления!

Реакция на запрос “Добрый день! Я вышла замуж и сменила фамилию, как мне теперь внести изменения в свой личный кабинет? Изменить фамилию в личных данных не получается. Заранее спасибо!” была такова: “Здравствуйте! На Ваш вопрос сообщаем: В настоящий момент изменение большей части данных в “Личном кабинете” недоступно, т. к. основные идентификаторы пользователя подтверждены при получении заказного письма, а проверить достоверность вводимых изменений не для всех из них возможно. В дальнейшем, при развитии процедуры регистрации, механизм работы с личными данными может меняться. Благодарим за то, что Вы обратились на Единый портал государственных и муниципальных услуг. Анализ поступающих вопросов и предложений помогает нам улучшать работу Портала. Это письмо отправлено с помощью системы обработки обращений, на него отвечать не надо. С уважением, Служба поддержки пользователей Единого портала государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru”.

Однако на практике все оказалось не так страшно. Как выяснилось, в отделении ФМС под “принятием заявления в электронном виде” понимают всего лишь принятие PDF-формы, полученной из недр портала “Госуслуги”, заполненной посредством программы Acrobat Reader и отпечатанной на принтере. Так что если у вас есть доступ к компьютеру и печатающему устройству, то недоработки портала “Госуслуги” вам не страшны. Также радует, что работу этого портала “помогает улучшать анализ поступающих вопросов и предложений”. Стало быть — не все так плохо и скоро жить станет лучше и веселее. Жаль только, что ничего не сообщается о сроках этих улучшений. Ведь главное — своевременно, т. е. в соответствии с планом перехода федеральных органов исполнительной власти на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде, утвержденным распоряжением Правительства РФ № 1555-р от 17 октября 2009 г., сделать соответствующие госуслуги доступными. О качестве же этих услуг вопрос не стоит. И даже не поднимается.