1 декабря Министерство связи и массовых коммуникаций продолжило практику проведения пресс-брифингов без конкретного информационного повода. На вопросы журналистов отвечал директор департамента государственной политики в области информатизации и информационных технологий Минкомсвязи Артем Ермолаев. Наиболее популярными темами обсуждения вполне предсказуемо стали две откровенно буксующие программы — по созданию технопарков и так называемое “электронное правительство”.

Технопарки

Напомним, экспериментальный проект по созданию технопарков с привлечением федеральных бюджетных средств стартовал в марте 2006 г. после принятия соответствующей государственной программы. Семь пилотных структур стали создаваться на территориях Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областей, Республики Татарстан и Санкт-Петербурга, а позже к программе подключились Кемеровская область и Республика Мордовия.

Предполагалось, что все работы по строительству объектов инфраструктуры и привлечению компаний-резидентов завершатся в 2010 г. Однако с учетом реального развития ситуации в настоящий момент речь идет либо о сворачивании программы, либо о ее продлении на неопределенный срок.

Идея технопарков была разработана Минкомсвязи в его прошлой инкарнации (Мининформсвязи). В 2008 г. ведомство было перепрофилировано, и к концу года новая команда решила провести мониторинг создаваемых объектов, чтобы понять, как обстоят дела и не надо ли в условиях кризиса изменить объемы финансирования конкретных объектов.

По словам г-на Ермолаева, после мониторинга его ведомству стало ясно, что “коллеги не совсем туда идут”, поэтому нужна некоторая корректировка и унификация их бизнес-планов и концепций. В результате часть субъектов не досчитались федеральных денег — бюджет программы на 2009 г. был урезан с примерно 3 до 1,9 млрд. руб. Правда, эти цифры можно считать вполне условными. ИТАР-ТАСС недавно опубликовало слова советника президента Леонида Реймана о том, что даже в 2008 г. по ряду причин некоторые регионы причитающихся им денег не дождались, а из полученных часть была возвращена в бюджет обратно из-за невозможности их использовать. И по итогам завершающегося года г-н Рейман спрогнозировал повторение этой ситуации.

Причины несостоятельности регионов г-н Ермолаев объясняет их неготовностью софинансировать программу, а также отсутствием надлежащей законодательной базы, из-за чего на местах невозможно решить элементарные вопросы, например, получить в собственность выделенную землю.

По словам чиновника, все это послужило поводом к созданию специального федерального закона о технопарках, принятие которого изначально было намечено до конца текущего года. Однако в этом году начала свою работу президентская комиссия по модернизации экономики, которая должна определять приоритетные проекты с точки зрения инноваций. И технопарки теперь стали рассматриваться не иначе как инфраструктура инновационного развития этих проектов.

Возможно, это осталось бы сугубо вопросом терминологии, но под то же определение попали и особые экономические зоны технико-внедренческого типа (ТВЗ), находящиеся в ведении Минэкономразвития. И сейчас, как уверяет г-н Ермолаев, с этим ведомством идет работа с целью определения, как использовать технопарки и ТВЗ в неком едином цикле или, как минимум, взаимоувязанно.

После того как идеологическая модель этого взаимодействия будет утверждена, она ляжет в основу готовящегося закона. Произойдет это не раньше следующего года. Причем, как напоминает г-н Ермолаев, принимать этот закон имеет смысл лишь в том случае, если сама программа технопарков, рассчитанная изначально на период до 2010 г., будет продлена.

Данный вопрос сейчас рассматривается на различных уровнях. И если будет принято положительное решение, г-н Ермолаев не исключает возможности расширения программы и даже увеличения ее финансирования. По его словам на своеобразной скамейке запасных дожидаются признания порядка десяти технопарков в совершенно разных отраслях (от биомедицины до космоса). Минкомсвязи очень бы хотелось, чтобы они пополнили ряды пилотных проектов, потому что, как уверяет г-н Ермолаев, каждый новый участник (особенно “агрессивный”) придаст остальным мощный стимул для развития. В условиях ограниченного финансирования нельзя блекло выглядеть на фоне активности других — можно лишиться финансовой поддержки.

Вопрос о том, будет ли в случае расширения программы увеличено и ее финансирование, г-н Ермолаев порекомендовал задать Минфину (в настоящий момент в бюджет заложено около 3 млрд. руб. на 2010 г.). При этом, по его уверению, ряд технопарков, находящихся в режиме ожидания, денег не требует вовсе, а рассчитывает на эффект от привлечения резидентов, которым государство предоставит специальные льготы. (О каких льготах идет речь, г-н Ермолаев не уточнил — изначально преференции полагались только резидентам ТВЗ; единственное, на что могли рассчитывать компании на территории технопарков — это синергетический эффект от концентрации технологий и сервисов).

К слову сказать, вышеупомянутая разнопрофильность участников программы (и нынешних, и потенциальных) уже успела сыграть с ней недобрую шутку. По уверению г-на Ермолаева, именно тот факт, что не все технопарки специализируются на ИТ, дал недавно повод ряду губернаторов (в том числе тем, чьи технопарки лишились финансирования) инициировать в правительстве обсуждение вопроса о том, что программу стоит передать из Минкомсвязи в Минэкономразвития.

В результате ведомству г-на Ермолаева поручено до конца года этот вопрос проработать. Правда, как утверждает чиновник, данная инициатива стала полной неожиданностью для обоих министерств, так что, судя по всему, в Минкомсвязи не слишком боятся лишиться своей программы.

Электронное правительство

Рассуждая на эту тему, г-н Ермолаев склонен был углубиться в теорию. Однако когда он дошел до успехов министерства в “продвижении на ментальном уровне”, его попросили четко рассказать, что же было сделано конкретно.

Тогда г-н Ермолаев напомнил, что электронное правительство включает в себя внедрение ИТ в госуправление и предоставление госуслуг населению в электронном виде. Работы на втором из этих направлений (видимо, чиновник остановился именно на нем как на более актуальном для рядовых граждан) имеют три составляющих.

На организационном уровне Минкомсвязи в настоящий момент определило перечень услуг, переводимых в электронный вид, разработало детальный план этого перевода, назначены и ответственные за его исполнение.

Достижения ведомства на техническом уровне в первую очередь заключаются в том, что 15 декабря наконец-то должен заработать многострадальный единый портал госуслуг. Его наполнение всей необходимой информацией (описание услуг, бланки заявлений и т. д.) будет происходить постепенно.

С учетом того, что проникновение Интернета среди взрослого населения сейчас оценивается ведомством на уровне 29%, параллельно с порталом в этом году планируется закончить центральную техническую часть системы так называемых инфоматов (терминалов доступа) и подключить несколько пилотных устройств (впоследствии решение будет тиражировано по всей территории России).

Также г-н Ермолаев пообещал по ряду услуг в пилотном режиме запустить SMS-сервисы по уведомлению граждан (наподобие тех, что распространены при обслуживании клиентов в банковской среде). Плюс сейчас также в пилотном режиме отрабатывается функционирование справочного call-центра.

Но самые сложные задачи, по уверению г-на Ермолаева, приходится решать на нормативно-правовом поле. Для предоставления госуслуг в электронном виде необходимо снять множественные законодательные ограничения. Так, только для того, чтобы легитимизировать 74 основные услуги, требуется внести изменения примерно в 300 федеральных законов (не считая правительственных постановлений).

Также сейчас параллельно разрабатывается специальный закон о госуслугах, заказчиком которого является Минэкономразвития. И он будет иметь большое значение, считает г-н Ермолаев, так как стимулирует ведомства развивать информационные системы.

В общем, по оценкам чиновника, первый гражданин сможет полноценно подать заявление на оказание ряда услуг в электронном виде примерно в середине будущего года. В целом же в программе электронного правительства серьезного прорыва стоит ожидать в ближайшие два года.