Споры о том, сможет ли фирма «1С» занять достойные позиции на рынке систем управления предприятиями корпоративного уровня, давно остались в прошлом. Динамично развивая свою платформу «1С:Предприятие», повышая ее технологические возможности и расширяя спектр реализованных на ее базе прикладных решений, компания еще в середине прошлого десятилетия недвусмысленно заявила о своих намерениях работать с самыми крупными заказчиками. Условной точкой отсчета начала активной деятельности «1С» на корпоративном рынке можно считать состоявшуюся летом 2007 г. первую конференцию «1С» для корпоративных клиентов, и история этого ежегодного мероприятия уже сама по себе наглядно демонстрирует высокую динамику выполнения компанией своих планов. Если десять лет назад многие заказчики выражали искреннее удивление самой постановке вопроса о возможности конкуренции «1С» с мировыми ИТ-лидерами, которые доминировали в этом сегменте российского ИТ-рынка, и высказывали сильные сомнения в реалистичности амбициозных устремлений отечественного разработчика, то на подобных мероприятиях последних лет такое позиционирование «1С» всеми уже воспринимается вполне естественным образом, и основные вопросы лежат скорее в плоскости «Что вы нам предложите на сей раз?».

Все это было очень хорошо видно на прошедшей в середине июня в Сочи очередной, седьмой по счету (за десять лет было несколько пропусков), конференции «Решения 1С для корпоративных клиентов». В частности, наглядной демонстрацией спектра и масштаба применения технологий «1С» стало оглашение на этом мероприятии итогов первого международного конкурса «1С:Проекты», победителями которого стали более двух десятков ИТ-проектов различных размеров и направленности. Трехдневная программа конференции, проходившей порой в три параллельных потока, включала как презентации сотрудниками «1С» своих новых технологических и методических разработок, так и подробные рассказы заказчиков об уже выполненных и реализуемых сейчас проектах.

Вместе с изучением новых возможностей семейства «1С:Предприятие» и практики применения этих решений важной темой мероприятия были также стратегические планы «1С» на корпоративном рынке. Именно ей были посвящены ключевые доклады директора «1С» Бориса Нуралиева и ряда ведущих специалистов фирмы.

Развитие бизнеса в условиях новой реальности

Оценивая положение на российском ИТ-рынке, руководитель «1С» отметил, что ситуация в 2013-16 гг. характеризуется в целом стабилизацией (отсутствием роста) объемов продаж в рублевом исчислении (при почти двукратном росте курса рубля в 2014-15 гг.), что он объяснил общим снижением инвестиций в экономику России. При этом было подчеркнуто, что, по мнению «1С», речь идет не о кризисе, а о новой экономической реальности, из чего можно было сделать вывод, что на сколь-нибудь заметный рост в видимой перспективе отечественной ИТ-индустрии не стоит рассчитывать.

Новая реальность отразилась и на структуре ИТ-рынка (по оценкам «1С»): в условиях сокращения ИТ-бюджетов, как обычно, снижается доля приобретаемых аппаратных средств (с 48 до 39% с 2012 по 2016 гг.). При этом объем покупаемого ПО остается примерно на одном уровне около 18% (несмотря на активное продвижение СПО в России), а затраты на услуги соответственно увеличиваются (с 35 до 42%).

Что касается самой «1С», то ее бизнес все эти годы продолжает расти, заметно опережая среднерыночные показатели, хотя темпы роста заметно сократились по сравнению с динамикой предыдущих лет: в прошлом году объем продаж компании (считая также доходы ее совместных и дочерних предприятий) увеличился на 5%. Однако нужно отметить, что деятельность фирмы связана не только с разработкой и внедрением экономического ПО, в публикуемой в предыдущие годы информации о себе компания показывала, что направление «1С:Предприятие» занимает около 40% в общем ее бизнесе (другие два направления — дистрибуция чужого ПО, а также разработка и издание домашнего и обучающего ПО). Как сейчас выглядит соотношение компонентов бизнеса «1С», сказать трудно: фирма уже несколько лет не публикует эти сведения. Однако вполне очевидно, что доля «1С:Предприятия» растет, поскольку темпы роста этого направления заметно опережают совокупный темп рост бизнеса фирмы.

Динамика продаж продуктов направления «1С:Предприятие» хорошо показывает важные структурные изменения в экономическом бизнесе «1С», которые вполне соответствуют общемировым тенденциям: компания быстро движется в сторону сервисной модели. Доля сервисов и услуг быстро растет и сегодня уже практически сравнялась с долей лицензий, более того, абсолютный объем продаж последних после 2011 г. пошел на спад, хотя в прошлом году и наблюдалось небольшое увеличение.

Положение на рынке и влияние импортозамещения

Неофициальной точкой выхода «1С» на корпоративный ИТ-рынок можно считать 2003 г., когда фирма выпустила свою новою платформу «1С:Предриятие 8», а IDC впервые включила компанию в список поставщиков продуктов класса ИСУП (интегрированных систем управления предприятием). С тех пор в течение первых восьми лет доля «1С» в этом ИТ-сегменте динамично росла, но с 2011-го наступила стабилизация на уровне 30-33% при стабилизации позиций SAP и Microsoft на отметках 48-50% и 8-9% соответственно. Это позволило наблюдателям сделать предположение, что «1С» вышла на некоторый предел своего присутствия в сфере ИСУП, по крайней мере, в рамках существующей у нее технологически-продуктовой базы.

Впрочем, с 2014 г. российский ИТ-рынок оказался в новой реальности, которая характеризовалась не только снижением инвестиций, но также снижением курса рубля и его общей нестабильностью, а также введением обоюдных санкций с Западом. В этой ситуации на развитие рынка стали действовать новые, причем противоречивые факторы, которые, с одной стороны, усложняли развитие бизнеса «1С», с другой, препятствовали ему. Как отмечал все эти годы Борис Нуралиев, компания для удержания своей доли в долларовом исчислении должна была увеличивать продажи продуктов и услуг в штучном измерении, поскольку в основном сохраняла рублевые цены, а зарубежные конкуренты торговали в валюте. Но в то же время этот же момент повышал привлекательность для заказчиков именно российских товаров, причем этот фактор был поддержан общим государственным курсом на импортозамещение, подкрепленными конкретными законодательными актами.

Так или иначе, но статистика IDC позволяет сделать вывод, что пока новая реальность (включая импортозамещение) практически никак не повлияла на расстановку сил (в долларовом исчислении) в сегменте ИСУП отечественных (в том числе «1С») и зарубежных вендоров, и вряд ли стоит ожидать принципиальных изменений в обозримом будущем, поскольку экономическая ситуация стабилизировалась еще два года назад.

В целом конференция показала, что тема импортозамещения также отошла явно на второй план. Если на предыдущем подобном мероприятии два года назад было видно, что эта государственная стратегия рассматривалась фирмой в качестве одного из важных позитивных факторов ее роста, то сейчас возможности такой поддержки со стороны государства оценивались довольно сдержанно. Главными причинами выбора того или иного продукта для заказчиков были и остаются сугубо рыночные аспекты — функциональность, стоимость лицензий, внедрения и поддержки, возможность адаптации и интеграции и пр. Об этом в своем докладе уверенно сказал глава «1С», приведя в подтверждение своих слов результаты опроса заказчиков. Признанием высокого качества ПО «1С» является и то, что именно его (на не SAP) выбрала для автоматизации свой работы в России немецкая компания Siemens.

Уникальность положения «1С» на рынке средств автоматизации управления предприятиями заключается в том, что если все остальные его игроки действуют в каких-то определенных сегментах (например, заказчики Microsoft — это в основном предприятия среднего уровня, SAP — крупные компании), причем зарубежные поставщики практически не работают в секторе госорганов, то «1С» активном присутствует абсолютно во всех нишах, причем в сфере бухгалтерского учета ее положение является безусловно доминирующим. Однако если говорить о трендах развития фирмы, то статистика реализуемых ею проектов показывает, что основным направлением в последние годы является движение в сторону крупных корпоративных и государственных заказчиков. Важным шагом в этом направлении стали начатый в прошлом году масштабный проект автоматизации Почты России, а также уже реализованные комплексные проекты в органах власти Москвы и Иркутской области (все они были представлены на конференции). Вместе с тем «1С» считает, что у нее есть большой потенциал развития в сегменте малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Нужно отметить, что хотя такому движению в сторону госсектора в существенной мере способствует государственная стратегия импортозамещения, но все же фундаментальной основой здесь является развитие технологической платформы (в том числе поддержка облачных моделей на базе сервиса 1CFresh), функциональности продуктов, а также создание корпоративного консалтингово-внедренческого направления внутри «1С».

Развитие платформы и продуктовой линейки

Как известно, мощный выход «1С» на рынок корпоративных заказчиков, сначала средних, а потом и крупных, начался в 2003 г. с выпуском платформы «1С:Предприятие 8». С тех пор фирма постоянно модернизировала это ПО, выпустив с тех пор уже несколько базовых подверсий (сегодня текущая версия — 8.3.10). Возможности платформы за прошедшие почти полтора десятка лет существенно расширились по всем параметрам (масштабируемость, производительность, функциональность, многоплатформенность, мобильность, поддержка облачных моделей и т. д.), тем не менее в ряде докладов и в кулуарных разговорах конференции ставился вопрос о том, насколько архитектура этой системы соответствует современным и будущим требованиям. Однако планы создания какой-то качественно новой платформы «поколения NEXT» на этой конференции не освещались, в том числе в частных беседах с представителями «1С». В то же время видно, что фирма уделяет повышенное внимание развитию своих средств разработки прикладного ПО, речь идет о выводе на рынок качественно новой системы «1C:Enterprise Development Tools» (на базе Eclipse), финальная версия которой (1.6) обещана в первом полугодии 2017 г.

Судя по всему, линейка ключевых продуктов корпоративного направления на сегодня приняла свое достаточно завершенный вид. Речь идет о триаде «1C:ERP», «1С:Документооборот» и «1С:Управление холдингом», развитие которых продолжается. Одновременно компания ведет на их основе разработку комплексного интегрированного решения «1С:Корпорация». При этом фирма предлагает огромное число более специализированных продуктов для горизонтальных (тут неизменным лидером является «Бухгалтерия», за ней следуют «Зарплата и управление персоналом» и ряд других) и вертикальных рынков (здесь список содержит, кажется, уже сотни позиций, хотя все же можно выделить «Управление торговлей»), не говоря уже о большом перечне партнерских решений.

Перспективы дальнейшего роста

«Куда и как расти, если мы уже занимаем огромную долю рынка?» — этому вопросу Борис Нуралиев уделил в своем выступлении особое место. Надо сказать, что данная тема так или иначе явно интересовала всех участников конференции. Действительно, для корпоративных заказчиков ИТ-автоматизация заключает не просто в выборе и внедрении некоторого продукта. Речь идет фактически о заключении, пусть и в неформальном виде, стратегического партнерства с вендором, а для этого необходимо оценивать перспективы его развития.

В целом высокие технологические и функциональные возможности существующего набора решений «1С:Предприятия», ровно как устойчивость бизнеса «1С» и способность фирмы к поддержке и модернизации ее продуктов ни у кого уже давно не вызывают сомнений. Но что же можно ожидать дальше, куда и как будет двигаться компания?

В качестве возможного варианта Борис Нуралиев, в частности, обозначил расширение географического присутствия (ближнее и дальнее зарубежье), но не стал дальше развивать эту мысль (с реализацией этого варианта развития и раньше у компании были заметные проблемы, а в условиях новой реальности его осуществить, наверное, будет еще сложнее). В экспертном сообществе уже несколько лет обсуждается и перспектива выхода «1С» за рамки ИСУП, в том числе в направлении создания базовых платформенных средств (ОС, СУБД, браузеры) или начала разработок в качественно новых инновационных направлениях (Интернет вещей, искусственный интеллект и пр.).

Однако исходя из ответа самого главы «1С» (и на основе разного рода имеющейся информации) можно сделать вывод, что фирма пока намерена оставаться в рамках уже освоенной географически-прикладной области и видит сегодня перспективную возможность своего развития в направлении расширения аутсоринговых услуг для основной деятельности заказчиков.

«Раньше мы предлагали клиентам автоматизировать их учет, теперь мы можем автоматизировать их основную деятельность (торговую, производственную) и взять на аутсорсинг фискальный учет: бухгалтерию, налоги, зарплату», — именно так Борис Нуралиев сформулировал принципиально новый вектор движения своей компании. Он напомнил, что «1С» сегодня является не только ведущим разработчиком, но и признанным экспертом в самой предметной области бухгалтерского учета, в том числе разработав стандарт оказания бухгалтерских услуг. Уже несколько лет фирма развивает два таких аутсорсинговых проекта: «1С:БухОбслуживание» (для малого бизнеса) и «1С:Аутсорсинг», развивая при этом новую партнерскую сеть на основе отработанной модели фрайчайзинга.

По словам Бориса Нуралиева, рынок аутсорсинга учетных функций в США составляет 0,35% от ВВП страны, а в России — менее 0,01%, такое отставание говорит о существенном потенциале потенциал роста этого сектора экономики. При этом в России он растет со средним темпом около 25% в год, даже несмотря на сдерживающие его непрозрачность российских компаний и невысокую квалификацию многих игроков рынка.

«Мы пока занимаем несколько процентов этого рынка, но можем увеличить свою долю на порядок, и при этом рынок тоже может вырасти на порядок. Подобно тому, как мы создали индустрию массовой ИТ-автоматизации предприятий, мы сейчас начинаем формировать отрасль массового аутсорсинга учетных функций!» — заявил Борис Нуралиев, заверив при этом участников конференции, что снижать свою активность в сфере ИТ-автоматизации «1С» также ни в коей мере не намерена.