Еще лет десять назад аналитики отметили принципиальное изменения направления «ветра инноваций» в ИТ: если раньше практически все они рождались в корпоративной среде, откуда потом постепенно проникали в сферу частных пользователей, то сейчас существенная часть технологических новшеств (в первую очередь, в мобильной сфере) появляется именно в потребительском сегменте, откуда потом устремляется в организации. Очередным примером является направление мессенджеров, которые оттеснив в сегменте индивидуальных коммуникаций на второй план электронную почту, наступают на корпоративный рынок. Этот процесс начался еще несколько лет назад, но, похоже, именно 2017 год может стать годом решающих боев, в результате которых сформируются основные контуры этого рынка. Свидетельством тому является, в том числе, и поток сообщений последних недель о новых предложениях по этой тематике ведущих мировых вендоров и о появлении новых игроков, в том числе и вчерашних стартапов, претендующих сегодня на свою долю на рынке корпоративных мессенджеров.

Представление одного из таких «молодых, да ранних» проектов — командного мессенджера Flock провел 14 марта в Москве его основатель и руководитель Бхавин Туракхия. Хотя по ходу разговора Flock назывался его автором «командным мессенджером номер 1», но, конечно, все (и оратор и слушатели) понимали, что речь идет не о текущем положении проекта на этом рынке, а о долгосрочных целевых задачах. Но уже сама динамичная и уверенная манера презентации, открытое обсуждение проблем его продвижения и проявленная готовность к решению имеющихся на этом пути проблем внушали определенный оптимизм относительно возможности превращения амбициозных планов в реальность. Безусловный интерес вызываются также сама личность автора Flock и его основательный подход к реализации проекта.

Индия давно известна в мире как один из главных поставщиков ИТ-кадров, именно ее компании занимают ведущие позиции на мировом рынке офшорного программирования, многие ведущие международные ИТ-корпорации имеют свои центры разработки в этой стране. Но до сих пор Индия практически была не известна на глобальном ИТ-рынке как поставщик ИТ-продуктов. Вполне возможно, именно Flock может изменить такое представление об индийских разработчиках ПО и ИТ-предпринимателях.

Тридцатисемилетний Бхавин Туракхия позиционирует себя как серийный технологический предприниматель. Его бизнес — создание технологических стартапов и вывод их с нулевой отметки на уровень высокого делового успеха. За 19 лет такой деятельности он уже реализовал целую серию таких успешных «запусков», что позволило ему недавно попасть в список Forbes «100 самых богатых людей Индии». В настоящее время в его ведении (в статусе основателя и руководителя) находятся пять крупных ИТ-проектов, в этом списке Flock сегодня занимает первую позицию.

Проект Flock был запущен в 2014 г., но активная разработка ПО началась только в 2015-м, когда было получены начальные инвестиции в размере 20 млн. долл. 2016-й стал, по сути, периодом широкого бета-тестирования и пилотного опробования. На сегодняшний день Flock уже используется в 25 тыс. компаниях по всему миру, среди пользователей называются известные в деловом мире имена (Accenture, VMware и пр.). Число загрузок приложения уже перевалило за полмиллиона, сегодня еженедельно сервисом активно пользуется более 50 тыс. человек, за неделю создается более 1600 новых команд.

Штаб-квартира проекта и основной центр его разработки размещаются в Сан-Франциско, кроме того, офисы компании находятся в Мумбаи, Дубае, Лондоне, Нью-Йорке и других городах мира.

Как облачный сервис Flock развернут на платформе Amazon Web Services, физически он функционирует в ряде датацентров AWS по всему миру (Азия, Америка, Европа). Его пользовательские приложения реализованы для всех популярных клиентских платформ — Windows, Mac, iOS, Android,

В настоящее время начинается широкий запуск проекта Flock по всему миру. К этому моменту подготовлены локализованные версии продукта для ряда регионов, в том числе для России, несколько отечественных заказчиков уже смогли познакомиться с русской версией на этапе пилотного освоения. Примечательно, что недавно в Flock появилась также поддержка испанского и португальского языка, это показывает его нацеленность на освоение рынков Латинской Америки.

Хотя уже сегодня Flock предлагается как в бесплатном, так и в платном вариантах (Flock Pro — 3 долл. в месяц на одного пользователя, причем первые полгода — бесплатно), Бхавин Туракхия подчеркнул, что на 2017 г. не ставится цель зарабатывания денег на проекте, сейчас главная задача — это продвижение мессенджера в широкие слои заказчиков (целевой аудиторией являются малые и средние предприятия с числом пользователей до 2000 человек). Одновременно будет изучаться реакция рынка с целью понимания, как нужно развивать продукт и как оптимальным образом продавать его в конкретных регионах.

На вопрос о наличии онпремис-варианта Flock глава проекта ответил, что пока система реализована в виде глобального онлайнового сервиса, но если на рынке будет востребован продуктовый вариант для его развертывания на площадке заказчика, такой сценарий тоже может быть реализован. Отдельной проблемой, конечно же, является адаптация мессенджера под специфику конкретных стран, в первую очередь, под особенности их нормативных требований. Бхавин Туракхия сказал, что он в курсе российского законодательного интернет-регулирования и по мере расширения присутствия продукта в нашей стране можно будет говорить об его адаптации под местные условия. Также в случае необходимости может идти речь об открытии представительства в России, в том числе с возложением на него функций продаж и технической поддержки. На данном же этапе продвижения Flock пока нет никаких явных препятствий со стороны законодательства для использования сервиса российскими компаниями. В частности, на серверах сервиса вообще не хранятся какие-либо персональные данные пользователей (для регистрации достаточно только адреса электронной почты).

Говоря о перспективах бизнеса корпоративных мессенджеров, Бхавин Туракхия подчеркнул, что это направление корпоративного ИТ-рынка находится в состоянии начального формирования. Заказчики сегодня больше ориентируются на использование электронной почты, и им еще предстоит ощутить явные преимущества взаимодействия в реальном времени с использованием всего набора вариантов общения — текстовые чаты, обмен файлами, аудио- и видеозвонки. Опыт показывает, что популярные мессенджеры, изначально предназначенные для частных пользователей, не очень подходят не только для крупных организаций, но даже и для небольших команд. Командные мессенджеры требуют более высокого уровня функционала (в том числе в плане интеграции с другими корпоративными системами), возможностей настройки, защиты, безопасности, а также соответствия нормативным требованиям (как национальным, так и корпоративным). Так в случае Flock ИТ-администраторы групп имеют расширенные средства управления создаваемым информационным рабочим пространством, в том числе управления архивом «разговоров» (в системе имеются два типа групп-каналов — публичные и приватные). Безопасность данных при их передаче и хранении обеспечивается стандартными средствами шифрования трафика (от клиентского устройства до сервера), информация на сервере хранится также в защищенном виде.

Особое значение для корпоративного мессенджера имеют возможности функционального расширения как силами самих пользователей, так за счет использования дополнительных средств третьих фирм. Именно поэтому Flock изначально создается в виде открытой программной платформы с наличием соответствующего набора API, а его стратегия продвижения подразумевает создание мирового сообщества Flock-разработчиков. Для них предлагается специальная платформа разработки Flock OS, которую компания называет первой операционной чат-системой. Для коммерческого продвижения такого ПО предлагается использовать онлайновый магазин Flock Appstore, в котором уже сейчас имеются приложения интеграции с популярными сервисами ведущих вендоров.