Федеральная налоговая служба России вошла в XXI век с проектом получения отчетности налогоплательщиков в электронном виде: прием первых таких форм был начать в 2001 г. С тех пор уровень цифровизации отношений ФНС с бизнесом неизменно повышался, и это касалось не только перевода в цифровой вид традиционных бумажных отчетов — использование ИТ позволило начать реализацию схем взаимодействия, которые в бумажном виде реализовать было практически невозможно. Примером является, в частности, реализуемый в нынешнем году проект по сбору в цифровом виде информации с контрольно-кассовой техники (ККТ) — передача в ФНС фискальных данных в электронном виде в реальном режиме времени. Рассказывая на прошедшей в середине февраля конференции «Юридически значимый документооборот 2017» о планах деятельности службы в 2017 г., начальник Управления информационных технологий ФНС России Татьяна Матвеева отметила, что после внедрения онлайновых касс у налогоплательщиков будет впервые реализована 100%-ная возможность передачи в налоговые службы документов в электронном виде, а для многих категорий данных электронный формат уже сейчас является обязательным.

Одним из важных новшеств наступившего года должна стать возможность передачи компаниями налоговой информации (в том числе по запросу налоговых органов) не только в цифровых форматах, утвержденных ФНС, но и в виде сканов бумажных документов (приказ ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16, находится на регистрации в Минюсте). Сейчас установлены ограничения на объем отправляемых документов (транспортный контейнер может содержать не более 2500 файлов, размер каждого файла — до 60 Мб, суммарный объем контейнера — до 72 Мб, а исходный размер ZIP-файлов — до 1 Гб), но с переходом ФНС на централизованное хранение данных (сейчас информация хранится в локальных инспекциях) ожидается снятие лимитов на объемы.

С начала этого года ФНС начинает выполнять операции (точнее, ей возвращены эти функции) по администрированию страховых взносов при расчетах с Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551 утверждены разработанные форма и формат расчета по страховым взносам (КНД 1151111). Представление в ФНС информации по страховым взносам является обязательным с 1 квартала 2017 г. (до тридцатого числа месяца, следующего за отчетным периодом), в случае непредставления будут накладываться штрафы. Небольшие организации (до 25 сотрудников) могут сдавать документы в местную инспекцию в бумажном виде, все остальные — только в электронном через операторов ЭДО. Но при этом нужно иметь в виду, что ФНС будет детально проверять все персональные данные страхуемых людей, и только после этого передавать сведения далее по инстанциям. Ошибочная информация будет автоматически считаться «несданными сведениями».

Но все же главным ИТ-событием в деятельности ФНС в этом году должна стать реализация положений 290-ФЗ от 03.07.2016, который вносит серьезные изменения в давно действующий 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Суть новшества — все ККТ должны научиться передавать электронные чеки по оплате товаров и услуг в режиме онлайн. Это означает, что передача информации о расчетах будет выполняться в электронном виде в реальном времени, а юридически значимое взаимодействие компаний с ФНС (в том числе регистрационные действия с ККТ) реализуется через личный кабинет на сайте службы.

Кроме того появятся электронные чеки: по желанию покупателя такой чек будет отправляться ему на телефон вместо выдачи традиционного бумажного чека. С середины текущего году применять онлайновые ККТ должны будут продавцы товаров, а с 1 июня 2018 г. — предприятия сферы услуг и все плательщики единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Также предусматривается увеличение срока службы фискальной памяти: 13 месяцев для ритейла и 36 месяцев — для сферы услуг и ЕНВД.

Само взаимодействие организаций с ФНС будет выполняться через специальную сеть операторов фискальных данных (ОФД), которая сейчас в целом уже сформирована (на сайте службы доступен Реестр сертифицированных операторов). База фискальных данных будет храниться в ФНС, причем покупатели смогут контролировать свои чеки через механизм личного кабинета. В то же время, учитывая сложности с телекоммуникационным доступом на больших географических просторах страны, в законе предусмотрены некоторые послабления для отдаленных и труднодоступных районов: где-то не будет электронных чеков вообще, а где-то они будут использоваться, но передача будут выполняться не в режиме реального времени.

К настоящему времени ФНС совместно с операторами провела определенную работу по упрощению взаимодействия налогоплательщиков с сайтом налоговой службы (в том числе по инсталляции необходимого ПО), регистрация и ввод в действие своих ККТ выполняется пользователем в режиме самообслуживания. Для покупателей ФНС уже сейчас предлагает мобильное приложение (пока только для iOS), через которое можно выполнять персонализацию пользователя для направления ему электронного чека, проверять «свои чеки» (в том числе выявлять возможные фальшивки), а также направлять жалобы в ФНС в «один клик».

Рассказ руководителя УИТ ФНС продемонстрировал грандиозность осуществляемого проекта: в ФНС будет формироваться гигантская подробная информация о работе всей системы розничной торговли и услуг по стране (структура продаж по категориями товаров, по времени и интенсивности продаж, по ценам и пр., и все это — с географической привязкой). В этом связи сразу встал вопрос о том, как будет защищены эти ценные данные, кто сможет получать к ним доступ и на каких условиях. По ходу состоявшейся по этой теме дискуссии выяснилось, что в законе четко сказано, что ОФД не могут применять эти данные для аналитической обработки и передавать их третьим лицам, а ФНС может использовать получаемую информации только для налогового контроля. Однако высокая коммерческая ценность фискальных данных представляется вполне очевидной, и поэтому можно легко прогнозировать интерес к ней. Опыт же показывает, что если нет четко прописанных условий доступа к ценной информации на официальном уровне, то довольно быстро появляются некие нелегальные ходы. Впрочем, Татьяна Матвеева отметила, что на практике проводить подобную аналитическую обработку собираемых фискальных данных было бы довольно сложно, поскольку в стране нет единой классификации продаваемых товаров, каждый налогоплательщик именует свои товары так, как он считает нужным.

Другой вопрос был связан с участием покупателей в процессе управления фискальной информацией. Зачем нужно создавать специальный механизм доступа человека к подобным данным, что может быть стимулом использования этого инструмента самим покупателем? «ФНС заинтересована в реализации такого механизма общественного мониторинга, поскольку он позволит более качественно протестировать всю эту непростую систему и своевременно выявлять возможные нарушения (в том числе со злым умыслом) в ее работе. Мы думаем о том, как заинтересовать людей в реализации такого контроля», — пояснила Татьяна Матвеева.