Российский рынок Интернета в 2014 г. сохранил высокие темпы развития, все основные его направления демонстрировали рост около 30%, и можно предполагать, что они сохранятся и в наступающем году. Интернет-экономика преодолела в этом году планку в 1 трлн. руб. и составила 1,6% от ВВП России, а если считать также «интернет-зависимые» сегменты, то эта доля равна 10%. Такую общую характеристику ситуации в отечественной интернет-сфере дал 17 декабря директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко. Эта оценка основана на исследовании «Экономика рынков интернет-сервисов и контента в России в 2013-14 гг.», выполненном совместно группой экспертов РАЭК и Высшей школы экономики.

Сегодня в интернет-отрасли трудится 1,2 млн. человек, что существенно больше, чем в ИТ-индустрии (принято говорить о 300 тыс. ИТ-специалистов, работающих в ИТ-компаниях, и 800 тыс. — в организациях-заказчиках). Еще в начале 2014 г. уровень проникновения Интернета среди взрослого населения страны составлял 59% (69 млн. человек), а к 2020-му этот показатель должен увеличиться до 80%.

По мнению некоторых экспертов, Рунет перестал существовать как обособленная часть всемирного Интернета. Сегодня в российской зоне активно работают зарубежные компании, причем не только ведущие, но и начинающие, предлагая не только свои сервисы, но и реализуя масштабные проекты по русскоязычному контенту. В свою очередь, отечественные интернет-игроки также все решительные выходят за пределы зоны RU, в том числе ставя перед собой задачи международного уровня.

«Еще в начале декабря, продумывая свой сегодняшний доклад, я сформулировал такое штамп — год был непростой, но интересный. Но события последней недели заставляют дать другую оценку — он был простой и не очень интересный», — с иронией сказал Сергей Плуготаренко, имея в виду, что экономические катаклизмы последних дней заставляют иначе посмотреть на уже сделанное и по-другому подойти к планированию на будущее.

Важным качественным итогом года стало усиление интеграции отрасли. Если раньше ее основные игроки (собственно интернет-провайдеры, телеком, поставщики контента, разработчики ПО и пр.) работали и общались с регулятором самостоятельно, то сейчас уже можно говорить о практике совместных действий. При этом по мере роста объема и проникновения российского Интернета все больше на передний план выходят вопросы его законодательного регулирования. Российская нормативная база находится в фазе своего активного формирования, при этом возникает немало проблем, поскольку во многом работа идет методом «пожаротушения» и «проб и ошибок». Однако позитивным моментом этого году было налаживание диалога между регулятором и отраслью. Говоря об этом, председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин заявил, что государственная политика по развитию Интернета в стране будет основываться на концепции стимулирующего законодательства, формируемого, в том числе, в рамках постоянного общения с отраслью и пользователями.

Как выразился депутат, Интернет еще несколько лет назад был «замечен» властью и в последние пару лет находится в одном из главных фокусов внимания высшего законодательного органа страны. Это хорошо видно по активности Госдумы в этой сфере в уходящем году, важным событием которого была проведенная впервые рабочая встреча Владимира Путина с представителями интернет-сообщества. Однако процесс законодательного регулирования идет непросто, видны конфликты интересов разных группы общества, есть над чем работать в плане оптимизации принимаемых решений. Но нужно понимать объективную сложность этих проблем: проникновение Интернета в жизнь идет очень быстро, нужно столь же быстро реагировать на возникающие проблемы и угрозы и при этом решать задачи, для которых нет готовых рецептов. Эти трудности нужно преодолевать в режиме диалога всех заинтересованных сторон: законодательной власти, исполнительных ведомств, потребителей и бизнеса.

Среди разных возможностей применения Интернета депутат особо выделил вопросы вовлечения граждан в процесс управления страной, непосредственного участия общества в постановке и решении проблем разного уровня — от местного до федерального. Он сообщил, что в настоящее время заканчивается формирование при думском комитете по информатизации экспертного совета, который будет участвовать в подготовке законодательных предложений, в его составе представители интернет-отрасли займут более трети мест.

Принципиально важными, конечно же, являются интересы самих российских пользователей Сети. В этой связи напомним, что несколькими днями ранее г-н Левин был избран председателем Регионального общественном центре интернет-технологий (РОЦИТ), главной задачей которого декларируется защита пользователей Рунета, так что диалог между законодательной властью и пользователями теперь будет поддерживаться самым прямым образом. В качестве целевой задачи в этой сфере было сформулировано обеспечение безопасности Интернета при одновременном повышении доступности, в том числе в стоимостном плане, сетевого доступа. «В рамках работы РОЦИТа мы намерены бороться за ликвидацию цифрового неравенства, мы будем вовлекать пользователей в законодательный процесс, заниматься вопросами информационной безопасности и электронной демократии», — сообщил г-н Левин.

«Повышенное внимание государства к интернет-сфере является признанием того, что Сеть стала ключевым компонентом всей системы жизнеобеспечения общества и страны в целом, — развил тему отношений отрасли с регулятором председатель Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) Кирилл Варламов. — Да, можно предъявлять какие-то претензии к законодателям, но на самом деле есть только один реальный путь решения вопросов формирования оптимальных законов: активнее участвовать в процессе их выработки самим». Отметим, что в рамках дискуссий по этой теме была высказано еще такое мнение: то, что законодательство несколько отстает от требований рынка, в общем-то нормально. Законы должны базироваться на анализе существующего опыта, гораздо опаснее, если они создаются раньше появления практики (есть опасность, что практика тогда не появится вовсе). А вот минимизировать разрыв между потребностями рынка и законами — это реальная и нужная задача.

Говоря об инвестиционной ситуации в российской интернет-сфере, глава ФРИИ отметил возросший уровень зрелости отрасли, что выражается в росте доли коммерческих проектов, изначально нацеленных на получение прибыли, а не просто, как это бывает нередко, на некий имиджевый эффект. Есть понимание того, что простой перенос зарубежных моделей интернет-бизнеса в российских условиях очень часто не дает хорошего результата, и что к организации работы в нашей стране нужно изначально подходить с учетом ее специфики.

Выращивание стартапов в целом всегда идет по уже хорошо известным по мировому опыту временным циклам, и по мнению эксперта, как раз в следующем году можно ожидать заметные «всходы» от сделанных несколько лет «посевов». По его мнению, речь идет о примерно 2000 стартапов. Признаком взросления является и то, что крупные компании (не только поставщики, но и заказчики) все чаще дополняют свою традиционную схему внутренней разработки инноваций на модель финансовой поддержки стартапов (обычно через инвестиционные фонды), из которых потом выбираются и приобретаются наиболее успешные. Это хорошо известная в мире модель реализации технологических и деловых инноваций, но в России она только сейчас начинает широко распространяться.

Изменения в международной обстановке заставили российские компании начать активнее изучать возможности своей работы в Азии, и уже сейчас видны определенные достижения и очевидные перспективы. Конечно, отметил эксперт, рынок США остается самым крупным в мире, но азиатский рынок достаточно быстро растет в объемах, и при этом высокая динамика несколько упрощает задачу вхождения на него новичкам.

«Мы не намерены снижать свою активность в России, на следующий год мы запланировали сделать даже больше инвестиций, чем в этом году, — сказал Кирилл Варламов. — Рынок в кризис становится более интересным с инвестиционной точки зрения: можно делать удачные и перспективные проекты по более низкой цене, число интересных предложений расширяется».