Глава Red Hat Джим Уайтхерст считает, что в настоящее время некоторые производители ПО для предприятий достигли того переломного момента, по пересечении которого их ожидает либо адаптация к существующим реалиям, либо забвение. Об этом стало известно из публикации в ZDNet некоторых высказываний из интервью Уайтхерста на тему перспектив рынка корпоративного софта.

Косвенно затронув тему проекта OpenStack, участником которого является Red Hat, Уайтхерст отметил, что этот проект слишком зависим от поддержки крупного бизнеса, в то время как другой известный проект с открытым исходным кодом, Hadoop, несмотря на его быстрый рост и коммерческий успех, слишком фрагментирован.

На вопрос о том положении, которое сегодня занимает Open Source по отношению к проприетарному софту, глава компании заявил, что ПО с открытым кодом превратилось в “двигатель инноваций”: “Понятия “инновации” и “Open Source” стали практически синонимами. Стартовавший как калька вещей иного рода, Open Source постепенно начал завоёвывать рынок: большие данные, программно-управляемые сети (SDN) — всё новое проистекает из открытого кода”, — сказал Уайтхерст.

Что касается будущего корпоративного CПО, то, по его мнению, рынок Open Source для предприятий ещё находится в зачаточном состоянии, поэтому не совсем ясен путь его дальнейшего развития, как не ясно и то, чего ожидать от него и заказчикам софта. “Если раньше заказчики, отталкиваясь от своих нужд, выстраивали нужное им кастомизированное решение, то теперь более широкое распространение получают открытые системы”, — отметил глава Red Hat.

В представлении Уайтхерста системы с открытым исходным кодом вместе с недорогими аппаратными средствами в конечном итоге привели Open Source к успеху. В то же время, они также удешевили вычисления, отняв у поставщиков проприетарных бизнес-решений существенную часть прибыли. “Для участников рынка инфраструктурных решений это становится огромной проблемой”, — поясняет Уайтхерст, говоря, что пейзаж рынка корпоративного софта вскоре в корне изменится. Предполагается, что иной моделью его развития станет использование ПО для предприятий через услуги сервис-провайдеров по подписке. К примеру, функциональные возможности, предоставляемые софтом SAP и Oracle, могут стать частью более широкого логистического сервиса такой компании, как UPS. “Всё это говорит о том, что границы между независимыми поставщиками софта и компаниями, его использующими, продолжают размываться. Например, можно ли считать софтверной компанию General Electric, которая генерирует и использует громадное количество софта, но не является софтверным разработчиком в традиционном понимании этого слова?” — задаётся вопросом Уайтхерст.

Говоря о продолжающейся трансформации отрасли корпоративного ПО, глава американского софтверного гиганта выделяет компанию IBM как наиболее гибкого из игроков инфраструктурного программного и аппаратного обеспечения. По воспоминаниям Уайтхерста, ещё в ту пору, когда он работал операционным директором в Delta Airlines, IBM была единственным ИТ-поставщиком, который охватил потребности авиакомпании целиком, стараясь предугадать её софтверные нужды, руководствуясь не только желаниями клиента, но и исходя из заключений инженеров IBM.

Глава Red Hat отметил ещё одну группу компаний, которые разрабатывают софт, руководствуясь тем принципом, что его выгоднее разворачивать в облаке AWS (Amazon Web Services). По словам Уайтхерста, такая модель распространения софта не требует от заказчиков значительных капиталовложений, так как стоимость облачного софта не так высока по сравнению с его розничной моделью распространения. С другой стороны, отметил он, такая модель приводит к фрагментированности корпоративного ПО.

Значительную роль Уайтхерст отводит технологии обработки больших данных Hadoop, упоминая о её важности для Red Hat. Он даже называет её двигателем для Linux. “Изначально Hadoop была написана не для продажи и не предназначалась для использования предприятиями, но в результате подлаживания под конкретные задачи заказчиков эта технология воплотилась в виде нескольких коммерческих дистрибутивов, но проектом с открытым кодом так и не стала. С другой стороны, это не помешало Hadoop стать по-настоящему массовым продуктом, — полагает топ-менеджер Red Hat. — В моих глазах Hortonworks и Cloudera со временем вырастут из Hadoop, достигнув известности Oracle или IBM, но сама технология распределённых данных из года в год будет пользоваться всё большей популярностью”.

“Создать свой дистрибутив на базе Hadoop? Нет, сейчас эта ниша для нас непривлекательна”, — констатирует Уайтхерст. Он пояснил, что считает бессмысленным создание ещё одного дистрибутива, вместо того, чтобы объединить усилия разработчиков открытого ПО и создать жизнеспособную альтернативу Hadoop в долгосрочном виде. Но удержать Hadoop в виде открытого проекта очень сложно, так как многие компании желают управлять как его маркетинговой составляющей, так и работой с сообществом. “Почему EMC и VMware создали на базе Hadoop отдельную компанию — Pivotal? Всё дело в данных. EMC понимает их ценность”, — сказал Уайтхерст.

Он также упомянул набирающую популярность PaaS-платформу Red Hat OpenShift, которая поддерживает более 250 тыс. приложений и работает на AWS. Клиенты всё больше тяготеют к интеграции своей аппаратной составляющей с PaaS-платформами, и, по мнению Уайтхерста, ставка предприятий на подобные OpenShift автоматически масштабируемые частные и публичные PaaS-платформы должна себя оправдать.

Не меньше интереса, отмечает глава Red Hat, уделяет компания и облачной операционной системе OpenStack. Несмотря на то, что компания вышла на этот рынок менее двух лет назад, у неё еще есть время для интеграции OpenShift с OpenStack. “К чести Rackspace, она создала нейтральную основу. OpenStack — не первая попытка создания облачной инфраструктуры, но она имеет широкую поддержку и эталонную архитектуру”, — сказал Уайтхерст. Вполне вероятно, что в конечном итоге OpenStack позволит предприятиям автоматически переключаться между провайдерами типа Rackspace или AWS и собственной инфраструктурой, что позволит им снизить расходы на аппаратное или программное обеспечение. “Через несколько лет предприятия станут более независимыми от сервис-провайдеров в плане приложений”, — считает глава Red Hat.

Уайтхерст сравнивает позиции Red Hat в OpenStack с таковыми в сообществе Linux, упирая на то, что компания сможет оказать своим заказчикам тот же уровень поддержки и стабильности. “Мы будем поддерживать корпоративную версию OpenStack на протяжении 10 лет”, — сказал он, отметив, что в некоторых случаях точные сроки поддержки могут варьироваться. Как известно, функциональные возможности OpenStack обновляются в ускоренном режиме, что усложняет предприятием портирование инфраструктуры на новые версии платформы. По словам Уайтхерста, в этом случае на помощь клиентам придёт Red Hat — обладая всеми признаками масштабируемости дистрибутив компании позволит перенести их инфраструктуру, не нарушая при этом интерфейс и двоичную совместимость.