Где ищут специалистов в области свободного программного обеспечения (СПО)? Где всех больше они востребованы? Как выглядит динамика спроса на СПО-специалистов в России? В преддверии конференции Russian Open Source Summit (ROSS’2013), которая состоится в Москве 12 апреля 2013 г., на эти и некоторые другие вопросы мы попросили ответить топ-менеджеров рекрутинговых организаций и представителей компаний — членов РАСПО (Российская ассоциация свободного программного обеспечения).

Четыре вида СПО

По мнению Павла Фролова, разбираясь в спросе на СПО-специалистов следует выделить как минимум четыре сегмента по функциональности СПО.

  1. СПО-решения офисного назначения (офисные пакеты, интернет-браузеры, графические редакторы и др.), которые можно использовать на рабочих станциях под управлением любой операционной системы (Windows, Mac OS, GNU/Linux), занимают долю около 50%. Динамика установок офисного СПО демонстрирует уверенный рост.
  2. СПО-прошивки для смартфонов и планшетов на базе ОС Android занимают около 60% для смартфонов и 30% для планшетов. Здесь динамика роста доли Android — взрывная.
  3. На СПО-решения для серверов приходится около 25%. Динамика роста уверенная, например, по данным IDC в России только доля серверов с ОС GNU/Linux выросла с 20,7% в 2010 г. до 22,8% в первом полугодии 2012-го, а есть и другие СПО-продукты для серверов.
  4. Операционные системы для рабочих станций на базе ОС GNU/Linux занимают около 2%. Здесь также наблюдается рост, но пока более медленный, нежели в других сегментах.

Интересными диаграммами поделился с нами директор по исследованиям HeadHunter Глеб Лебедев. На одной из них (см. рис. 1) отражена динамика московских зарплат программистов и системных администраторов, к которым среди прочего предъявляются требования по знанию СПО. Здесь важны даже не абсолютные размеры зарплаты — в каждом регионе они свои, к тому же на диаграмме указаны лишь предлагаемые оклады, без учета бонусов и премий, — а то, что они растут значительно быстрее ИТ-рынка. Стало быть, спрос на СПО-специалистов в России повышается очень быстро. Во всяком случае быстрее, чем спрос на ИТ-специалистов вообще (см. рис. 2).

Разумеется, программисты и сисадмины — не единственные (хотя и самые распространенные) должности, где в ряде случаев необходимо знание СПО. Некоторые представления о том, где ещё эти знания необходимы, дает рис. 3.

Динамика спроса на СПО-специалистов глазами членов РАСПО

Вот как динамику спроса на СПО-специалистов в России оценивают представители компаний, являющихся членами РАСПО. “Похоже, теперь большинство объявлений о приёме сисадминов стало содержать требование о знании Линукс-систем, — говорит руководитель проекта LinuxWizard ЗАО “ВизардСофт.Ру” Станислав Макогон. — Этот факт я воспринимаю как растущее понимание со стороны ИТ-руководства того, что это достаточно ценная для компаний компетенция”.

“Динамика очевидно положительная не только в нашей стране, но и в мире, — добавляет первый заместитель генерального директора ЗАО “РОСА” Владимир Рубанов. — Нам как СПО-разработчикам это и радостно и грустно одновременно. Радостно от признания коммерческой и социальной эффективности СПО, а грустно из-за все обостряющейся конкуренции за кадры”.

“И динамика спроса растет, и количество грамотных специалистов увеличивается, — отмечает исполнительный директор компании “Пингвин Софтвер” Дмитрий Фишелев. — Она растет с изменением отношения к свободному ПО в разных компаниях и в разных предметных областях. Однако, по нашему мнению, рост количества специалистов отстает от потребности рынка и сейчас является одним из сдерживающих факторов для более широкого распространения СПО-решений в России. К сожалению, Министерство образования и науки не имеет текущих федеральных программ для высшего и среднего специального образования, которые стимулировали бы и поддерживали разработку учебных курсов по серьезному техническому изучению основных международных СПО-проектов. Надо сказать, что большинство таких проектов уже является базой для разработки платформ и технологий, имеющих фундаментальное значение для мировой ИТ-индустрии. Мы в очередной раз опаздываем и ничего не делаем, чтобы это запаздывание устранить хотя бы в перспективе на 5—10 лет”.

С ним солидарен генеральный директор ГНУ/Линуксцентра (ЗАО “Мезон.Ру”) Павел Фролов: “ИТ-специалисты с компетенциями в области СПО в последнее время стали более востребованы, и на рынке кадров сейчас наблюдается их дефицит. Связано это в первую очередь с тем, что СПО-специалистов активно нанимают крупные отечественные и зарубежные ИТ-компании, такие как “Яндекс”, Google и Samsung. В подтверждение этой тенденции могу отметить, например, что та же Samsung вот уже больше года на постоянной основе размещает свой баннер о вакансиях СПО-специалистов на одном из самых популярных СПО-сайтов Рунета — www.linux.org.ru. Большинство нанятых сотрудников они вывозят к себе в Южную Корею. На рынке ИТ-кадров сейчас наиболее востребованы специалисты в области системного администрирования и разработки под платформы на базе ОС GNU/Linux, FreeBSD и Android, а также в сфере облачных технологий (Cloud Computing) и прикладных СПО-решений, таких как Drupal, Alfresco, Liferay, Asterisk и другие”.

Технический директор ОАО “Линукс Инк” Олег Садов на вопрос•”Что вы можете сказать про общую динамику спроса в нашей стране на специалистов, разбирающихся в Linux и СПО?” отвечает так: “Не являясь рекрутинговым агентством, мы можем судить только по количеству проектов, связанных с СПО-тематикой (оно растет), и по трудоустройству знакомых нам специалистов. Если в начале 90-х годов, когда наш коллектив начал заниматься разработкой и внедрением СПО, большинство специалистов уезжало на Запад, то сейчас они, как правило, находят себе работу в родном отечестве”.

Системный архитектор “Сайбериум” (Siberium) Владислав Хренов на этот же вопрос ответил так: “С моей точки зрения, рост наблюдается. Не могу сказать, что он действительно заметный, но мы его видим. В нашем регионе, в частности, значительно вырос спрос на специалистов, больше занимающихся инфраструктурными решениями на СПО, нежели серьезной разработкой. Однако сразу хочу отметить, что могу давать лишь информацию, специфичную для нашего региона (Южный федеральный округ)”.

Где ищут СПО-специалистов?

Один из наших вопросов к членам РАСПО был сформулирован следующим образом: “Как ваша компания в основном ищет новых сотрудников, разбирающихся в Linux и СПО, — через знакомых, через рекрутинговые агентства, через объявления о вакансиях на своем сайте, через социальные сети или какими-либо иными путями?”

Станислав Макогон ответил: “В основном на hh.ru”. Олег Садов сказал: “В основном мы ищем таких сотрудников через знакомых и среди студентов, которые у нас проходят практику”. Владислав Хренов: “Главным образом через знакомых и специализированные социальные сети. Так проще оценивать отзывы о кандидатах. Рассматриваем также возможность выращивания специалистов из выпускников вузов, в частности Донского государственного технического университета, где я преподаю на кафедре ИТ”.

Дмитрий Фишелев: “При поиске новых сотрудников, разбирающихся в Linux и СПО, наша компания, естественно, пользуется комплексом инструментов и каналов — через собственных сотрудников, с удовольствием рекомендующих своих друзей или бывших коллег, которым интересны и наши проекты, и наша команда профессионалов, через социальные сети (LinkedIn, FB, “Мой круг”), через сайты наших компаний, на собственных мероприятиях, в том числе и в вузах...”.

Павел Фролов: “Мы ищем специалистов по СПО через знакомых, через рекрутинговые агентства, через объявления на нашем сайте и в почтовой рассылке ГНУ/Линуксцентра, через журнал Linux Format, через социальные сети и в рамках выставок, конференций и ИТ-олимпиад, в которых мы участвуем… На данный момент самый эффективный путь поиска специалистов — через знакомых, поскольку эти люди весьма тесно общаются в рамках СПО-сообществ”.

Владимир Рубанов: “У нас основной канал по поиску новых сотрудников для работы в СПО-проектах — это примечать активных участников сообщества по их публично видимой деятельности (участие в профильных списках рассылки, в форумах, открытых СПО-проектах, отчасти и в соцсетях). Отмечу также работу со студентами ведущих вузов, когда они выполняют научно-исследовательские проекты (курсовые, дипломные) под руководством специалистов компании, а мы тем временем присматриваем достойных кандидатов. Второй по значимости канал — через знакомых, в том числе знакомых сотрудников компании. Объявления о вакансиях и рекрутинговые агентства работают лишь в единичных случаях”.

Легко заметить, что чаще всего СПО-специалистов ищут не через рекрутинговые агентства (хотя и такое встречается), а через друзей-знакомых-родственников. Что разительно отличается от общепринятых методов поиска специалистов по проприетарному ПО. Не знаю, каково в нашей стране соотношение между ППО- и СПО-специалистами (которых в сумме около одного миллиона), но вот что сообщила нам руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru Валерия Чернецова: “Вакансии для специалистов со знанием Linux составляют 4% от всех вакансий в сегменте “ИT, Интернет, связь, телеком”, размещенных на Superjob.ru. При этом специалисты со знанием Windows почти в два раза популярнее (8,3% вакансий). В подразделе “Системное администрирование” на долю Linux-специалистов приходится 13% вакансий, Windows-специалистов — 37%. Доля вакансий, где требуется знание обеих ОС, составляет 9%. А вот если говорить о системах управления контентом, то тут потребность в специалистах по свободным CMS (Content Management System, (платформа для управления контентом сайтовВ. М.) несколько выше (суммарный процент запросов), чем по коммерческим. На долю Drupal приходится 0,7% вакансий (в сегменте “ИT, Интернет, связь, телеком”), Joomla — 0,4%, WordPress — 0,2%, в то время как доля вакансий для обладающих навыками работы с платной CMS “1С-Битрикс” составляет 1%.

Ответы Валерии Чернецовой проливают свет и на спрос на СПО-специалистов со стороны различных отраслей. Она говорит: “Больше всего запросов (39%) на Linux-специалистов поступает от компаний из сегмента “ИТ и телеком”, 8% приходится на банковский сектор, 5% — на промышленный”. Что, в общем-то, хорошо согласуется (см. ниже) с оценками представителей компаний — членов РАСПО.

Где всех больше востребованы СПО-специалисты?

А вот как наши респонденты ответили на вопрос “Где сейчас в основном востребованы Linux- и СПО-специалисты: в коммерческих компаниях — потребителях ИТ, в госучреждениях — потребителях ИТ или в компаниях, занимающихся разработкой ПО?”

Владимир Рубанов: “Все перечисленные категории организаций сейчас нуждаются в СПО-специалистах. Однако стоит отметить разницу в профиле — в компаниях и госучреждениях — потребителях ИТ в первую очередь нужны специалисты по внедрению и эксплуатации СПО. Компаниям-разработчикам же нужны именно разработчики — программисты, архитекторы. Это довольно сильно различающиеся виды СПО-специалистов”.

На необходимость дифференцировать поставленный нами вопрос указывает и Олег Садов: “Едва ли можно говорить о Linux- и СПО-специалистах вообще, ведь тут существует довольно много различных специализаций — системные администраторы, программисты, специалисты по прикладным программным пакетам, просто грамотные пользователи. В компаниях, занимающихся разработкой, разумеется, нужнее программисты, на предприятиях, работающих в других сферах, или в госорганизациях — обычно нужнее системные администраторы и прикладники. Но в любом случае знание СПО-продуктов и умение с ними работать является существенным плюсом при поиске вакансии, поскольку такого рода системы становятся все более распространенными”.

Дмитрий Фишелев добавляет: “Трудно однозначно выделить сектор экономики, где интерес к специалистам по СПО был бы наиболее велик. Конечно, в компаниях-разработчиках “цепочка спроса” начинается, поскольку если разработка находится в конкурентных условиях, то нужно искать и осваивать новые технологии и инструменты для создания новых продуктов. И по мере того, как создаются и внедряются новые разработки на базе СПО, как в коммерческом секторе, так и в госучреждениях появляется спрос на специалистов-эксплуатационщиков (инженеры, системные администраторы) со знанием СПО-решений”.

Станислав Макогон: “На мой взгляд востребованность равномерная. Многие сисадмины госучреждений сообщают о том, что давно используют СПО, хотя не сильно это афишируют. Небольшие компании заинтересованы в доступной цене лицензии и предпочитают внешнее обслуживание. Компании — разработчики ПО, как правило, привлекают наиболее сильных специалистов”.

“Насколько мы видим, наибольший рост спроса на специалистов по СПО в Южном федеральном округе наблюдается в коммерческом и банковском сегменте, — отмечает Владислав Хренов. — Государственный сектор предпочитает декларировать открытость к СПО, но в большинстве случаев это остается только декларациями. Сектор же коммерческий уже увидел выгоды в использовании СПО, по крайней мере для инфраструктурных решений. Что касается приложений, то они готовы пробовать и пробуют достаточно активно, но своих специалистов для этого не берут, довольствуясь пока мелким аутсорсингом. А вот банковский сектор уже ведет серьезные разработки на базе СПО для собственных нужд. Ну и не будем забывать о фриланс-разработчиках для рынка США, которые давно ведут заказные разработки, объем которых растет. Это видно по их активности на рекрутинговых сайтах и количеству обращений в вузы за интересными их кандидатами”.

Павел Фролов: “Если построить рейтинг работодателей по востребованности СПО-специалистов, то на первом месте будут компании, занимающиеся разработкой, затем идут коммерческие компании — потребители ИТ, а уже потом госучереждения. В идеальном мире на первом месте должны быть госучереждения, но в реальности этому препятствует сильная инерция данных структур. Спрос на СПО-специалистов растет у всех этих категорий”.

Павел Фролов отметил также: “СПО в своей инфраструктуре активно используется в малом, среднем и крупном бизнесе, а также в бюджетной сфере — в силовых структурах, школах, вузах и медицинских учреждениях. В качестве примеров могу привести Минобр, Минздрав, Фонд социального страхования, некоторые налоговые службы, МЧС, МВД и ГИБДД, Почту России, сеть компьютерных магазинов “Компьютер-центр КЕЙ”, банк ВЕФК, сеть магазинов “Магнит”, сеть магазинов “Максидом,” x5 Retail Group, МТС, “МегаФон”, Yota и другие организации”.