Одним из примечательных явлений на российском рынке СЭД/ECM в 2012-м году стало заметная активизация бизнеса компании Alfresco. Этот вендор, делающий ставку на использование модели Open Source, уже давно закрепился в составе ведущих игроков мирового рынка на ECM-квадранте Gartner, правда лишь в сегменте “провидцев”. Имя компании на слуху и в России, но до недавнего времени только в контексте реализации отдельных проектов, когда заказчик брал на себя риски использования зарубежных технологий, не представленных в нашей стране самим вендором. В начале же 2012-го Alfresco приступила здесь к регулярной работе по построению партнерской сети, появились первые российские тиражные решения на базе этой платформы, стало известно о намерении использовать данную систему в серьезных госучреждениях , в частности в Госдуме —. О развитии бизнеса компании, в том числе и в России, c региональным директором по работе с партнерами Alfresco (EMEA & APAC) Жаном-Мишелем Бирком во время его визита в Москву беседовал обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.

PC Week: Каковы позиции Alfresco на мировом ECM-рынке? Как она чувствует себя в окружении, с одной стороны, ИТ-гигантов, с другой — многочисленных нишевых игроков?

Жан-Мишель Бирк: Вы правы в том, что рынок ECM характеризуется наличием на нем довольно большого числа вендоров, причем весьма разноплановых, отличающихся и по масштабам своего присутствия, и по подходам к формированию портфелей предложений и к работе с заказчиками. Еще десять лет назад тут были практически только специализированные игроки, которых тогда Gartner называла термином “чистые”, т. е. для кого ECM было единственным направлением бизнеса. Потом началось нашествие мультивендров, которые в том числе за счет приобретения компаний-лидеров той поры заняли на этом рынке главенствующие позиции. Некоторые аналитики даже предрекали полное исчезновение “чистых разработчиков”, но этого не случилось. И во многом потому, что ECM-рынок постоянно развивается и изменяется, причем не только в сугубо объемных показателях, но, что еще важнее, в плане появления новых классов задач, технологий, бизнес-моделей. Зачастую именно тут находит применение большинство ИТ-инноваций. А это означает постоянные возможности для появления новых участников, расширения присутствия тех, кто имеет свое видение рынка.

Именно к категории таких специализированных инновационных игроков относится Alfresco Software. Компания была создана в 2005 г. сооснователем Documentum (приобретённой в 2003-м корпорацией EMC) Джоном Ньютоном и работавшим тогда главным исполнительным директором компании Business Objects (поглощённой в 2007 г. корпорацией SAP) Джоном Пауэллом. Имея собственное видение развития данного рынка, они решили побороться на динамично растущем ECM-рынке, сделав ставку на создание свободной альтернативы ведущим мировым проприетарным системам (Documentum, Open Text, IBM FileNet, MS SharePoint). При этом на начальном этапе на работу были приглашены технические специалисты из Documentum и Oracle, а потом штат постоянно пополнялся профессионалами из таких компаний, как FileNet, OpenText, Red Hat, Vignette, Interwoven. Хочу обратить внимание, что главным стимулом для перехода в Alfresco была и остается возможность реализации собственных идей.

Наша компания занимает сейчас устойчивые, расширяющиеся позиции на рынке ECM, и при этом мы считаем себя крупнейшей частной компанией в мире, зарабатывающей только на открытом ПО. В настоящее время у нас более 2700 заказчиков в 75 странах и 7 млн. конечных пользователей, 70% которых работает с Enterprise-версией. Разработкой продукта Alfresco, кроме штатных разработчиков и тестировщиков так или иначе занимаются несколько тысяч программистов, а продвижением продукта около 300 компаний-партнеров.

PC Week: Мне кажется, что на российском рынке среди ваших потенциальных заказчиков есть некоторое недопонимание, что представляет собой предлагаемое вами ПО. Например, они удивляются, не находя в нем модулей, которые привыкли использовать в решениях российских поставщиков.

Ж-М. Б.: Это верно, но нам кажется, что это сугубо временная проблема. Дело в существовавших до сих пор некоторых различиях в подходах к автоматизации работы с документами в западных странах и в России. В вашей стране основной акцент до сих пор делался на автоматизации вполне конкретных прикладных задач, к тому же имеющих существенную местную специфику, а потому здесь больше привыкли иметь дело с готовыми решениями. А на Западе идут чаще от более общих вопросов, и там больше в ходу платформы. Но я сразу хочу сказать, что грань в этих подходах сейчас быстро стирается.

Поэтому давайте еще раз уточним: ПО Alfresco — это платформа, предназначенная для управления корпоративной информацией, хранения и обработки документов, совместной работы сотрудников и автоматизации бизнес-процессов. И тут очень важно понимать общее позиционирование системы: Alfresco — это не коробочное решение”, это, скорее, высокоуровневая платформа для построения своих решений. И такое позиционирование не является уникальным — примерно в таком же варианте реализованы все ведущие системы для ECM. И кстати, что тоже интересно отметить: по общепринятой мировой классификации ECM-продукты относятся обычно к категории платформенного ПО, а не прикладных решений (а вот ERP, даже самые мощные, — к прикладным программам).

При использовании “чистой” Alfresco вы получаете лишь базовый функционал, который при этом во многих случаях вполне достаточен для удовлетворения потребностей небольших компаний с простыми бизнес-процессами. С точки зрения управления документами платформа предоставляет пользователю ряд первоочередных возможностей: создание, хранение, редактирование документов, полнотекстовый поиск по содержимому документов, поддержка версионности документов. Но основные преимущества становятся ощутимыми при разработке своего корпоративного решения на основе Alfresco.

Про функциональные возможности продукта можно говорить много, скажу сейчас очень кратко. Отмечу используемую гибкую модель контента, а именно — описание набора метаданных, ассоциированных с документом. В системе можно задавать неограниченное количество типов документов, каждый из которых наследуется от родительского типа и при этом имеет свои специфичные атрибуты. Отдельного рассказа достойны возможности совместной работы с документами. Для современных организаций немаловажным является функция управления социальным контентом. Alfresco позволяет публиковать информацию в различных социальных сервисах (Twitter, YouTube, FaceBook, LinkedIn и др. ).

Сильная сторона платформы — это управление бизнес-процессами компании. В Alfresco имеется движок для управления процессами Activiti (используется нотация BPMN 2.0), который позволяет конструировать процессы любой сложности, соответствующие запросам организации: доступны последовательное и параллельное исполнение, автоматические и пользовательские задачи, сигналы и таймеры, а также много других “кирпичиков” для построения процессов. Для облегчения разработки был создан Activiti Designer — плагин для IDE Eclipse — позволяющий создавать процессы при помощи визуального редактора. Другой немаловажной особенностью системы, с точки зрения разработчика, является наличие большого числа доступных API и поддержка открытых стандартов. Так, доступ к хранилищу документов системы возможен с использованием протоколов CIFS/SMB, FTP, WebDAV, NFS, CMIS. Для интеграции со сторонними системами доступен ряд интерфейсов (Java API, JavaScript API, RESTful API), которые позволяют использовать Alfresco практически в любой гетерогенной среде.

PC Week: Тогда уж нужно еще что-то сказать про масштабируемость, облачность и мобильность...

Ж-М. Б.: Архитектура системы такова, что позволяет масштабировать ее практически неограниченно — компоненты (хранилище данных, веб-интерфейс, сервер индексации, база данных и т. д.) могут масштабироваться по отдельности, независимо друг от друга. Это хорошо видно на примере недавно запущенного нами облачного сервиса Alfresco Cloud, в котором используется та же кодовая база, что и в Alfresco Enterprise. Сейчас заказчики имеют возможность использовать варианты Alfresco On Premise и Alfresco Cloud, в том числе в гибридном сочетании. Относительно недавно Alfresco выпустила мобильные приложения для iPhone/iPad и Android.

PC Week: Другой вопрос, который тоже, кажется, не до конца понимаемый на рынке, — сочетание открытых и закрытых версий, бесплатных и платных.

Ж-М. Б.: В своей работе мы применяем достаточно традиционную модель бизнеса, давно используемую в мире Open Source: есть базовая версия Community, которая является совершенно открытой и распространяется бесплатно, и есть более продвинутые решения (Standard и Enterprise), предлагаемые по подписке с нарастающей стоимостью по мере расширения состава поставляемых компонентов (в том числе не с открытым кодом) и перечня услуг. При этом нужно четко понимать: в случае Community пользователь берет все риски по применению ПО исключительно на себя и может рассчитывать только на дружескую помощь сообщества, а для коммерческих версий соответствующие гарантии и техподдержка ложатся на плечи поставщика.

PC Week: Что теперь можно сказать о вашей работе в России: что интересного произошло в прошлом году, что ожидается в 2013-м?

Ж.-М. Бирк: Для начала я скажу, что Россия входит в зону моей ответственности, в последние годы я приезжал в вашу страну уже несколько раз, внимательно слежу за развитием событий, и, разумеется, наша компания старается управлять ими в нужном нам направлении. Наверное, можно сказать, что до 2012 г. у нас тут был период “пионерского освоения территории”, когда инициаторами реализации проектов были разного рода компании-энтузиасты, в том числе из числа приверженцев идей Open Source. Хотя мы, конечно, участвовали в этом процессе, поддерживая деловые контакты с местными компаниями, налаживали с ними партнерские отношения. 2012-й — это начало целенаправленного, последовательного, планового продвижения на рынок. Мы определились с ключевым партнером на местном рынке (это компания НЦПР — “Национальный центр поддержки и разработки”), через которого начали действовать в трех основных направлениях: взаимодействие с независимым сообществом Open Source и через него выход на малых и средних клиентов, формирование партнерской системы с акцентом на разработчиков прикладных решений на основе нашей платформы и активная работа на рынке корпоративных и государственных заказчиков. На регулярную основу поставлена работа по локализации продуктов для местного рынка.

В результате уже весной прошлого года появились первые коммерческие прикладные продукты от партнеров, ориентированные уже вполне конкретно на российский рынок. Могу также сказать о начале крупных интересных внедрений нашей системы на корпоративном рынке. С удовлетворением отмечу, что есть интерес к сотрудничеству с нами некоторых ведущих российских СЭД-поставщиков.

Определенной проблемой, но я уверен временной и преодолимой, является то, что разработчиков и специалистов по внедрению Alfresco на российском рынке пока ещё очень и очень мало. Хотя Alfresco Community используется уже многими десятками, если не сотнями, российских компаний, внедрения корпоративной версии Alfresco Enterprise можно пересчитать по пальцам. Нам кажется, что широкому распространению полноценного корпоративного варианта Alfresco Enterprise также препятствует сложившийся имидж продуктов Open Source, как продуктов для неуправляемых небритых программистов в джинсах и старых свитерах, а не для серьёзного корпоративного рынка.

Это, конечно, не так. Alfresco Enterprise имеет очень чёткую стратегию выпуска новых релизов и версий, обеспечивается полноценной технической поддержкой (в том числе и на территории России), официально поддерживается, среди прочих, и на русском языке. В мире уже почти 3000 компаний, в том числе крупных и известных, выбрали Alfresco в качестве системы для управления корпоративной информацией.

PC Week: Спасибо за беседу.