В каждой культуре есть ритуалы, означающие этап перехода от подросткового периода к совершеннолетию, — конфирмация, бар-мицва, охота со старейшинами племени, выживание в дикой природе, управление автомобилем на высокой скорости с одновременным набором СМС и т. д. В мире высоких технологий один из ритуалов, означающих взросление компании, — формирование сообщества пользователей. Когда у компании есть стратегия, которую нужно донести до пользователей, есть критическая масса клиентов, есть ясные перспективы развития и о них нужно рассказать (а не скрывать их), наступает время для организации встречи сообщества пользователей.

Спустя год после приобретения Novell компанией AttachMate, выделившись в автономное подразделение и встретив свое двадцатилетие, SUSE провела первую встречу пользователей. В целом SUSE донесла свое послание до полутысячной аудитории и группы более умудренных (по моему мнению) отраслевых аналитиков.

Среди моих ключевых тезисов:

  • SUSE является стабильной компанией с рациональным менеджментом. SUSE является разумно масштабированной компанией. Технически она является подразделением Attachmate (годовой оборот последней — 1,3 млрд. долл.), но выглядит и действует как независимая компания. Её доход составляет 200 млн. долл., заявленный план на следующий финансовый год — 234 млн. долл. Темпы роста на пару пунктов выше, чем в среднем по сегменту.
  • Менеджмент SUSE проделал отличную работу по фокусировке компании. Признавая меньшие размеры по сравнению с Red Hat, SUSE сосредоточилась на корпоративной Linux и публично отказалась от десктопов и мобильных устройств. SUSE утверждает, что ее доля рынка в базовом корпоративном сегменте больше, чем у Red Hat.
  • SUSE хорошо поработала над своим имиджем. Агрессивная миграция SUSE на ядро Linux 3.0 (одновременно с конкурирующей Oracle) позиционирует компанию как технически агрессивную и нацеленную на перспективу. Текущая позиция Red Hat состоит в поддержке портирования избранных улучшений 3.0 вместо перехода на ядро 3.0. Возможные причины — график разработки и консерватизм, иногда присущий лидерам рынка. В конце концов, Red Hat Linux хорошо подходит для корпоративного сектора и в конечном счете будет переведена на ядро 3.0. Но в этом бизнесе имидж имеет значение, SUSE и Oracle проявили большую техническую агрессивность, чем Red Hat.
  • Проблемы переходного периода позади. За последний год я несколько раз обсуждал с североамериканскими клиентами будущее SUSE, её жизнеспособность и риски продолжения инвестиций в компанию. Я думаю, время подобных вопросов прошло. SUSE является прибыльным и растущим подразделением, и все признаки указывают на здоровую бизнес-ситуацию в нем и перспективу развития успеха.

Кто выиграет — ящерица или шапка?

Отбросив сторону убеждения приверженцев "красной шляпы" или загадочно улыбающейся "зеленой ящерицы", можно констатировать — SUSE не станет внезапно доминировать на рынке и не сокрушит “шляпу”. Несмотря на преимущество, которое она может получить в связи с переходом на ядро 3.0, нет технических причин для замены инсталляций Red Hat на SUSE. Но существование по крайней мере двух квалифицированных и плотно конкурирующих игроков всегда полезно для рынка. Это означает усиление конкуренции, более широкий выбор для клиента и ускоренное техническое развитие. Исчезли сомнения в жизнеспособности и стабильности компании, которые могли бы побудить нынешних пользователей SUSE изменить свой выбор. И Red Hat более не может полагаться на самоликвидацию или постепенный закат SUSE. Можно сказать, что потенциальные пользователи Linux получили привлекательный выбор, как в случае с компаниями Avis и Hertz, предлагающими автомобили на прокат.

Тем временем, SUSE и Red Hat стоит обратить внимание на набирающую обороты Oracle и её Linux.