Активное использование свободного программного обеспечения (СПО) становится общегосударственной тенденцией для России. На протяжении последних лет органы государственной власти принимали различные документы и программы, свидетельствующие об их заинтересованности в использовании СПО. Так, распоряжение правительства от 20 октября 2010 г. № 1815-р “О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)»” подразумевает создание на основе СПО технологической Национальной программной платформы и проведение ряда мероприятий по обеспечению перехода на СПО. Проект Минкомсвязи по формированию инфраструктуры электронного правительства в стране предписывает использование СПО в типовых решениях по построению информационных систем и в общесистемном ПО. Разработан план перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование СПО к 2015 году.

Выступая на специализированной конференции “Переход органов государственной власти на использование СПО. Стратегия и тактика, лучшие практики и решения”, которую провела в Москве группа компаний “АйТи”, исполнительный директор фирмы “ПингВин Софтвер” (входящей в ГК “АйТи”) Дмитрий Фишелев высказал предположение, что к повороту государства в сторону СПО привели соображения государственной безопасности и технологической независимости от зарубежных разработчиков программного обеспечения. В дополнение к этому он сообщил, что сегодня примерно 90% ПО, используемого в органах госвласти, является проприетарным, и его полная единовременная легализация, по расчетам “ПингВин Софтвер”, обойдется стране примерно в 3 млрд. долл.; плюс к этому около 800 млн. долл. в год нужно будет тратить на его поддержку.

По мнению председателя совета директоров ГК “АйТи” Тагира Яппарова, к настоящему времени достигнута “критическая масса” СПО-приложений, достаточная для тотального применения СПО: на рынке есть ОС и СУБД, офисные пакеты, СЭД, СПО промежуточного слоя, средства разработки и широкий набор прикладных систем на СПО. Он полагает, что рынок СПО достаточно созрел, чтобы отвечать основным потребностям госсектора в вопросах надежности, безопасности, отсутствия избыточного функционала.

Для того чтобы следовать принятым распоряжениям и программам, в стране предстоит осуществить целый комплекс мероприятий. В представлении компании “ПингВин Софтвер” план перехода органов госвласти на СПО в масштабах государства должен включать следующие этапы:

  • введение открытого стандарта документооборота;
  • создание государственного реестра свободного ПО, включая кросс-платформенные решения;
  • обеспечение технической поддержки;
  • обеспечение информационной поддержки;
  • создание системы обучения специалистов по свободному ПО;
  • создание региональных центров компетенции;
  • создание центров разработки свободного ПО.

Как считают в “АйТи”, при переходе на СПО следует учитывать, что 100%-ная миграция здесь невозможна, хотя тенденции к этому прослеживаются. Согласно данным, которыми поделился г-н Фишелев, сегодня в Европе доля СПО в госструктурах приближается к 70%, а в коммерческих компаниях превышает 40%. В госорганах Бразилии СПО занимает долю примерно в 80%. Ядерная энергетика Франции на 80% использует СПО для расчетов. Пакеты для проектирования, построенные на СПО, применяют такие компании и организации, как Airbus, BMW, проект Евросоюза Smart Grid.

Дмитрий Фишелев предостерег участников конференции от заблуждения, будто бы свободное ПО является бесплатным. “Если стоимость приобретения СПО может быть нулевой, то о стоимости владения этого сказать никак нельзя. Затрат потребует внедрение СПО, возможно, его кастомизация, а также техническая поддержка, будь она внешняя или внутренняя”, — отметил он, одновременно подчеркнув, что совокупная стоимость владения СПО по сравнению с проприетарными программами на 40—80% ниже.

Согласно накопленной в “АйТи” экспертизе применение СПО эффективно в определенных нишах и для определенных задач, например, при активном применении принципа повторяемости использования кода (software reuse), что наблюдается в автоматизации процессов управления предприятием и при организации большого числа однотипных рабочих мест.

По мнению специалистов “АйТи”, в пользу применения СПО свидетельствует также высокий уровень его информационной безопасности. В подтверждение этого г-н Фишелев напомнил о том, что по 5-му классу защищенности от несанкционированного доступа для средств вычислительной техники и 4-му уровню защищенности от недекларированных возможностей сертифицированы такие операционные системы, как Red Hat Enterprise Linux 4 и 5, “МСВСфера” 3.0, SUSE Linux Enterprise, Mandriva PowerPack 2008.1, Mandriva Corporate Server 3 и 4, Mandriva 2008.1 Flash, ALT Linux 4.0 Desktop, ALT Linux 4.0 Server.

Для эффективного развития российского рынка приложений СПО “АйТи” предлагает создавать сообщества разработчиков, которые также будут заниматься развитием СПО-продуктов. Сославшись на данные CNet за 2010 год, г-н Яппаров привел примеры наиболее успешных СПО-сообществ в области корпоративных бизнес-приложений, назвав Alfresco (133 тыс. зарегистрированных участников), SugarCRM (130 тыс.), Jaspersoft (120 тыс.), Zimbra (33 тыс.). Одновременно он отметил, что проектов успешных сообществ разработчиков ПО в России в принципе мало, а с использованием СПО создаются только отдельные продукты и развиваются отдельные технологии.

Старясь изменить эту ситуацию, “АйТи” планирует открыть исходные коды платформы “БОСС-Референт” 4J, своего флагманского СПО-продукта в области электронного документооборота, и создать вокруг нее сообщество разработчиков. Открывая платформу “БОСС-Референт” 4J, компания имеет в виду взимание платы за услуги по ее поддержке для корпоративных заказчиков при запросах с их стороны, на обеспечение надежности и на исправление ошибок. Корпоративные заказчики будут формулировать свои требования в виде соглашения об уровне услуг (SLA), выполнение которого как раз и будет им стоить денег.

“Думаю, что 30—40% пользователей нашей платформы захотят всё делать сами, и мы не собираемся с этим бороться. Наоборот, мы будем взаимодействовать с ними, поддерживать их на том уровне, который соответствует бесплатному использованию платформы, вовлекать их в соразработку”, — сказал г-н Яппаров. “АйТи” намерена включать соразработчиков в свою бизнес-модель продвижения СПО, если они будут вкладывать свои коды в те компоненты, которые будут продаваться как сервисы. Главными целями для “АйТи”, по словам г-на Яппарова, являются сейчас захват рынка и увеличение количества рабочих мест разработчиков, что сделает бизнес с СПО прибыльным, поскольку нынешними силами компании эти идеи не реализовать. По его оценкам через год-два такая модель должна стать операционно-рентабельной.

“Мы воспринимаем СПО как один из инструментов развития нашего бизнеса. В свое время “АйТи” сформулировала стратегию как развитие сервисов по всему жизненному циклу информационных систем, от проектирования до обучения и поддержки. Сегодня СПО внедряется нами практически во всех наших проектах и сервисах. С точки зрения реализации планов, связанных с использованием СПО, для нас важным был прошлый год, за который компания наработала большой опыт. Мы считаем, что сможем соответствовать очевидно обозначившимся потребностям рынка в СПО только в модели сообщества разработчиков, использующих “БОСС-Референт” 4J как платформу”, — заявил г-н Яппаров.