Некоторые люди все еще заблуждаются, думая, будто Linux написана немытыми хакерами, живущими в подвале родительского дома. Считается, что их единственным развлечением является компьютер, а в интернет-чатах они спорят о преимуществах и недостатках текстовых редакторов vi и EMACS, сравнивая героев известного сериала. Нет ничего более далекого от реальности.

Фонд развития Linux Foundation (LF) недавно выпустил новый отчет “Развитие ядра Linux: насколько быстро оно продвигается, кто этим занимается, что эти люди делают и кто их спонсирует”. Это всеобъемлющее исследование, посвященное трем последним годам разработки версий 2.6.11—2.6.24 ядра Linux. Оно показывает, что труд среднестатистического разработчика Linux оплачивается крупнейшими корпорациями, которые поддерживают данную ОС.

Если быть точным, то за последние три года примерно 70--95% программистов трудились над Linux в корпорациях и получали за это зарплату. “Более 70% вклада в развитие ядра внесли программисты, работающие в таких компаниях, как IBM, Intel, The Linux Foundation, MIPS Technology, MontaVista, Movial, NetApp, Novell и Red Hat”.

С годами численность Linux-программистов росла. Над версией 2.6.11 работало только 483 человека, создавших действительно включенный в ядро системы код. К написанию более поздней версии ядра 2.6.24 было привлечено уже 1057 человек. За три года в ядро Linux был включен код, над которым трудилось 3678 разработчиков.

После всех этих сведений в отчете говорится, что “…несмотря на многочисленность индивидуальных разработчиков, основную часть работы по-прежнему выполняет сравнительно небольшое число программистов. За последние три года десять лучших из них внесли почти 15% изменений, а тридцать — 30%”.

В действительности же только на долю пятерых основных программистов — Эла Вайро (1,9% общего числа изменений в ядре), Дэвида Миллера (1,8%), Адриана Банка (1,7%), Ральфа Бехле (1,6%) и Эндрю Мортона (1,5%) — приходится 8,5% изменений, внесенных за последнее время в код Linux.

74,1% разработчиков трудятся над Linux по заданию своих компаний. Среди остальных многие (12,9%, место работы которых неизвестно) внесли по десять и менее изменений в ядро. И лишь 13,9% разработчиков совершенно определенно занимались Linux в качестве хобби.

Таким образом, хотя существенный вклад в развитие Linux вносят любители, основная масса кода этой системы написана корпоративными программистами. В ее создании принимают участие следующие компании (в порядке убывания внесенного ими вклада):

1) Red Hat -- 11,2%;

2) Novell -- 8,9%;

3) IBM -- 8,3%;

4) Intel -- 4,1%;

5) LF -- 3,5%;

6) SGI -- 2,0%;

7) MIPS Technology -- 1,6%;

8) Oracle -- 1,3%;

9) MontaVista -- 1,2%;

10) Lintronix -- 1,0%.

Кроме того, благодаря консультантам было выполнено еще 2,5% общего объема работ по Linux.

Авторы исследования, разработчики ядра Linux Джонатан Корбет и Грег Кроах-Хартмен, а также директор фонда Linux Foundation по маркетингу Аманда Макферсон, отмечают также: “Мы видим, что значительная доля изменений внесена в ядро усилиями небольшого числа компаний. Но выстроилась длинная очередь из тех, кто внес существенные изменения”.

Авторы исследования подчеркивают также, что “…ни одна из этих компаний не оказывает поддержку разработке Linux в порядке благотворительности; каждая из них считает, что совершенствование ядра поможет им повысить свою конкурентоспособность на соответствующем рынке”.

У производителей дистрибутивов Linux, таких как Red Hat, Novell и MontaVista, четко прослеживается стремление к получению прибыли. Помимо них, говорится в исследовании, свой вклад в разработку ОС вносят “…такие компании, как IBM, Intel, SGI, MIPS, Freescale, HP и другие, желающие обеспечить устойчивую работу Linux на своём оборудовании. Это в свою очередь повышает привлекательность их продуктов для пользователей Linux, что ведет к росту продаж”.

“Другие компании, принимающие участие в разработке Linux, например Sony, Nokia и Samsung, поставляют эту ОС в качестве одного из компонентов своих продуктов — видеокамер, телевизионных приставок и мобильных телефонов. Причастность к разработке позволяет этим компаниям гарантировать, что Linux и в дальнейшем останется прочной основой их устройсттв”.

Сейчас в совершенствовании Linux принимают участие не только ИТ-компании. Авторы исследования констатируют, в частности: “Ядро версии 2.6.25 будет включать сетевой протокол PF_CAN (Controller Area Network), представленный корпорацией Volkswagen. С его помощью устанавливается надежный обмен информацией между различными компонентами в среде, где возможна интерференция, например, в автомашине. Сначала Linux стала для Volkswagen платформой, на основе которой ей удалось создать свой сетевой протокол; в дальнейшем корпорация сочла целесообразным сделать этот протокол своим вкладом в развитие Linux, чтобы он поддерживался наряду с прочими компонентами ядра”.

Таким образом, типичный разработчик Linux -- это скорее всего программный инженер, принадлежащий к верхнему слою среднего класса. Так почему же сохраняется предубеждение по отношению к Linux-программистам? “Дело в том, -- считает Макферсон, -- что большинству трудно понять, как масса людей может в одно и то же время сотрудничать и конкурировать друг с другом. Совершенно очевидны отличия от прежних моделей управления. Надо приложить много усилий, чтобы освоиться с мыслью, что компании могут платить своим сотрудникам за разработку ПО, которое будет использоваться конкурентами и приносить им прибыль”.

Макферсон продолжила: “Люди все еще мыслят устаревшими категориями игры с нулевой суммой. Но теперь, располагая данными наподобие тех, что получены нами, они могут видеть, что компании, поддерживающие создание открытого исходного кода, получают прибыль благодаря совместному финансированию исследований и разработок. Мифы живучи. Однако когда открытый код будет использоваться шире, чем патентованные разработки, думаю, отношение к нему изменится”.