[spoiler]
Вроде бы пока проблема завышения стоимости СЭД-проектов в стартовых условиях конкурсов не очень акутально (поправьте, если не прав). Скорее, более серьезным вопросом является демпинг цен поставщиков. Хотя, конечно, ценообразование проектов – это вопрос также интересный. Почему стартовые цены на похожие по параметрам проекты отличаются порой чуть не на порядок?
Но все же главная проблема в другом.. Проект по создания системы и программный продукт - это совсем не одно и то же! И дело даже не в том, что покупка – это однократная операция, а проект – это процесс, возможно, достаточно долгий. Дело в том, что результаты реализации проекта в значительной степени не прогнозируемы. Проще говоря – могут закончиться ничем. (Кстати, интересно было бы узнать – какова доля успешных госпроектов? В среднем по отрасли, говорят, она не составляет не более 50-70%.).
Ну, хорошо: провели конкурс, выбрали исполнителя. А чем все это закончилось?
Вся эта проблема хорошо видно на примере все того же проекта СЭД-СПО-Минкомсвязи, в котором уже само название работы не соответствовало сути работы (говорилось о создании типовой СЭД, а на самом деле получился проект по внедрению). Но самое главное – собственно фактическая работа по внедрению началась уже после официального завершения контракта. Может быть, именно тут кроется причина того, что объявляемые сроки проекта все переносятся и переносятся?
Еще один вопрос – гласность, открытость информации по проекту. Я уже писал – найти открытую по своей сути конкурсную документацию (кто выиграл, на каких условиях и прю) – это очень сложно. А узнать о полученных практических результатов (хотя бы вполне официальную информацию) о результатах проектах – это вопрос действующим законом никак не регулируется. При том, что право на получение такой информации о бюждетных тратах должно быть гарантировано на уровне закона.
((с) неизвестного автора известного анекдота)