НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Проблемы обновления СЭД на современном этапе. О соотношении СЭД и BPM

Опубликованный в понедельник пост "Какую СЭД выбрать для муниципалитета? Как подходить к ее выбору при наличии унаследованной системы?" вызвал определенную реакцию аудитории, хотя формально на сам текст в блоке комментариев пока нет.

Уже на следующий день я получил два письма по почте от представителей СЭД-поставщиков, которые хотели бы связаться с "инициатором темы" Александром, предложив свои услуги по решению его задач. Я в ответ поинтесовался, что они, как эксперты рынка, думают о вопросах, поднятых в посте и предложил не стесняться, и высказаться…

Что касается "установления" контактов, то их как раз можно сделать через блог, по ходу обмена мнениями (тем более, что в механизме нашего блога есть и возможность обмена личными сообщениями.

А реально активное обсуждение по мотивам поста началось и продолжается в ECM-Фейсбук-группе. Но именно "по мотивам", потому что ответы на заданные в посте вопросы пока обходятся "стороной", а эксперты высказываются по своим "болевым точкам". Что, впрочем, характерно для "социальных" обсуждений.
[spoiler]
Я попробую тут представить некий "сухой остаток" ведущих разговор и начну с темы "о соотношении СЭД и ВРМ".

Как известно, вся проблематика СЭД начиналась с задач внутреннего организационно-распорядительного документооборота (ОРД). И еще лет пять назад разговоры о "расширении сферы СЭД" велись многом в контексте того, что теперь мы кроме ОРД занимаемся и другими видами "документооборота" – финансовые, разного рода учетные документы, взаимодействие с внешними контрагентами и пр.
И в этой ситуации создалось впечатление, что с ОРД – "все ясно", все проблемы решены и обсуждать там больше нечего.

Но это – абсолютно неверно! ОРД еще тоже находится в "начале большого пути", там полно проблем, в который "конь не валялся"… Это понятно, хотя бы потому, что мы до сир пор там занимаемся в основном "электронной поддержкой бумажного документооборота", до "реально электронного документооборота" нам еще идти и идти.

(Кстати, в пресс-релизах Минкомсвязи тема перехода на электронный документооборот как-то совсем исчезла, что очень характерно. Об этом удобно говорить, обещая будущие победы, но сейчас нужно говорить уже о реальных результатах, поскольку подходят очередной срок "полного и окончательного перехода на электронный документооборот".)

Это направление темы задал Вадим Малых (активный участник ECM-обсуждений, в том числе на сайте PC Week, последних лет).

Вадим Малых
СЭД на BPM движке видится очень даже логичным вариантом. При современном подходе - СЭД это всего-лишь подмножество процессов, происходящих в организации. Проблема в нашем матером делопроизводстве, которое ни обойти ни просто выбросить (а очень хочется порой) к сожалению нельзя, особенно гос и мун конторам.
По сути все логично - резолюции aka поручения, это всего-лишь процессы, запускаемые по хорошо известным маршрутам. Но, параллельно надо вести делопроизводственную кухню, с ее регистрациями, какими-то жуткими ограничениями и т.д.

Простой пример, чтобы было понятнее. В СЭД несколько организаций (министерств). Одно другому направляет документ. У документа есть конкретный адресат, но он идет сначала на регистрацию (тёте же тоже надо зп. получать, а она кроме заполнения карточек нихрена не умеет). Ну это ладно, проблема в общем ни в этом. Ладно тётя отработала свой хлеб, чего-то там похимичила в карточке и направила наконец-то документ на рассмотрение адресату! Он читает и понимает - документ недоделали. Естественная реакция - вернуть исполнителю, пускай доработает. Если сейчас немного отвлечься от делопроизводства, что может быть проще и естественнее? Верните док. исполнителю, пусть поправит, переподпишет, и опять направит. Простейший же, удобнейший и логичнейший процесс! Но!

В организации А документ уже зарегистрирован как исходящий. В организации Б он уже зарегистрирован как входящий. И там и там тётеньки уже намазали масло на свой хлеб. Простите великодушно ("иди куда подальше со своими процессами!"). Вот так делопроизводство, которое по идее просто учет и ничего более, блокирует любые попытки хоть как-то осовременить работу чинуш. В итоге - все Российские СЭД, это инвалиды на костылях. По другому и не может быть с нашим Росархивом и его друзьями. А эти ребята еще и рученки к СЭД постоянно тянут. Все-таки надеюсь, что не дотянутся.

Мой вердикт - построить эту костыльную надстройку над какой-нибудь серьезной BPM наверное можно, но сомневаюсь что кто-то возьмется. Перспективы нормальной работоспособности этого монстра очень малы, а сил надо вложить очень много.
Попробую теперь изложить видение проблемы своими словами.

Суть вопроса заключается в том, что в ОРД мы занимаемся автоматизацией нашей традиционной модели управления, основанной на бумажном документообороте. Но дело в том, что эта модель плохо подходит для "электронной эпохи". Реализация эффективного электронного документооборота требует использование другой модели управления, а это во многом – а сфере государственного управления почти на 100% - упирается в необходимость радикального реформирования законодательной базы, в которой закреплена наша традиционная модель делопроизводства.

Наверное, именно об этом хотел сказать и инициатор всего этого разговора Алексей Гончаров, который в качестве задачи определил необходимость выбора системы

которая позволит стать максимально эффективным инструментом, обеспечивающим работу чиновника, а не только делопроизводителей.

Проще говоря, наши проекты по внедрению СЭД-ОРД, сводились в основном к автоматизации работы делопроизводителей (канцелярии), а не к автоматизации работы организации. А сейчас понятно, что реальная автоматизация во многом связана как раз с тем, что – вполне возможно – нужно "ликвидировать канцелярию как класс". Нужна реализация другой модели управления, не той, которую создали в России более трехсот лет назад…

Понятно, что изменение модели управления – сложная задача, которая в том числе требует коррекции нормативно-законодательной базы. Но важным аспектом ее решения является и наличие соответствующих ИТ-средств (собственно, кажется, именно об этом спрашивал наш корреспондент из областного муниципалитета).

Есть ли у нас подходящие ИТ-средства для реализации современной модели управления? Этот вопрос мы уже начали обсуждать, и про это я напишу в следующем посте.
Алексей Гончаров
А вот такое замечание.
В конце концов проблемой для автоматизации может стать несоответствие архитектуры данных (набор сущностей, их взаимосвязи) для бумажного документооборота и полностью электронного и безбумажного. Интерфейсные настройки вторичны и сравнительно легко трансформируемы. Так вот вопрос: есть ли это несоответствие архитектуры данных? Или упомянутая архитектура отображает, прежде всего, культуру документооборота и деловых отношений, которая не изменится с отказом от бумаги. Я опять про единую точку входа через руководителя, регистрацию всего и тп. Т.е такой ли уж тут антагонизм и альтернативность? Я активно использую электронный календарь, но маловероятно, что откажусь от традиционного  настольного бумажного. Ну, быстрее туда чиркнуть. И текучку я получаю и отрабатываю в электронном виде. А значимые документы всё же распечатываю и формирую в папки.
Вот исходя из подобных взглядов можно надеяться, что требования к современной СЭД могут быть сформулированы уже сейчас не дожидаясь светлого будущего.
Александр Головко
Алексей, вот посмотрите один из вариантов концепции "стандарта" управления госуслугами https://yadi.sk/i/KrCFn7Cne2FfB
Софья Плесовских
В одно из муниципальных образований  Тюменской области изначально внедрили классическую систему делопроизводства СЭД DIRECTUM. Затем постепенно начали расширять охват процессов опираясь на идею предоставлять качественные муниципальные услуги используя принципы заложенные в ИСО 20000. Но при этом не для ИТ подразделения, а для все отделов и управлений адмнистрации. И в итоге измерять удовлетворение потребителей муниципальных услуг. В качестве контроля использовало всё ту же СЭД DIRECTUM