Вообще-то, вся эта уже многолетняя история с внедрением обмена электронными счетами-фактурами (ЭСФ) как давно не похожа на шутку. На мой взгляд – это довольно яркая демонстрация неспособности решить довольно простую задачу, как со стороны рынка, так и со стороны регулятора (государства).
[spoiler]Понять ситуацию можно на такой аналогии: в стране есть десяток (или несколько десятков) операторов мобильной связи, но перезваниваться между собой абоненты могут только внутри одного оператора. Все, точка.
Если у вашей жены МТС, у мамы – Билайн, у тещи – Мегафон, у сына – еще кто-то, а вы хотите поддерживать с ними мобильную связь, том вам нужно соответствующее число СИМ-карт, и подходящее число телефонов (про телефоны с поддержкой трех и более симок я не слышал).
Вот так у нас и роумингом ЭСФ…
С мобильной связью в конце 90х тоже было так, но, кажется, уже в начале 2000х ситуация разрешилась. Признаться, не помню, как это тогда произошло – то ли "веления" рынка (потребителей) заставило операторов, то ли регулятор сказал свое слово "обязаны", то ли операторы поняли, что роуминг увеличить их доходы…
Но аналогия с той ситуацией с мобильной связью – не очень верная. Дело в том, что в случае с телефонам речь шла, в общем-то, о сугубо личных делах граждан, до которой государству-регулятору было не очень дело. В конце концов, как люди общаются между собой – по телефону или через голубиную почту – это их личное дело.
С ЭСФ – совсем другое дело! Речь идет о деловых процессах в явном виде определяемых государством (в данном случае – Минфином, ФНС), причем даже не как регулятором (который просто издает законы), а как прямого руководителя данного процесса.
И вот мы видим: с одной стороны, вроде бы ФНС искренне хочет перевести обмен документами между организациями в электронный вид, а на практике – не может.
А операторы, кажется, могут, но не хотят… А пользователи – и не хотят, и не могут… (Вспоминается старый анекдот - как называются люди, которые "хочет, но не может", "может, но не хочет"…)
В феврале появилась информация, что вроде бы вступающий в силу с 1 апреля (через неделю!) приказ Минфина № 174н от 10.11.2015, наконец-то, вводит роуминг в обязательном порядке. Я об этом написал девять дней назад Когда же придет роуминг в обмен электронными счетами-фактурами?.
Но формулировки в этом приказе какие-то сильно расплывчатые, ни к чему никого не обязывающие (см. п. 1.3 приказа).
Выставление и получение счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи может осуществляться через одного или нескольких Операторов электронного документооборота. Оператор электронного документооборота обязан обеспечить взаимодействие продавца и покупателя при выставлении и получении счетов-фактур в электронной форме (при необходимости через Оператора электронного документооборота, заключившего договор с другой стороной сделки). |
Но при этом:
Выставление и получение счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через нескольких Операторов электронного документооборота осуществляется при наличии у Операторов электронного документооборота совместимых технических средств и возможностей для приема и передачи счетов-фактур в электронной форме |
То есть, - вроде бы "должен", но при этом – и "не обязан".
Получается ФНС тут занимает позиции по поводу роуминга в стиле философа, который на вопрос друга "жениться или не жениться" отвечал "И то, и другое! А может быть – ни то, ни другое" ("Гаргантюа и Пантегрюэль", Рабле).
После написание предыдущего поста я обратился за разъяснениями к некоторым ФНС-Операторам с вопросом – как они понимают это положение Приказа, и как они собираются его выполнять? Ответы дали не все, но все, кто ответил – дали их в сугубо частном, неофициальном порядке.
Но суть ответа примерно одинакова – "посмотрим на ситуацию, пока – никак не собираемся…"