И вообще, очень характерно: документоведы (в том числе Росархив, ВНИИДАД) хранят полное молчание по поводу пожара в библиотеке ИНИОН РАН. Нечего сказать, как я понимаю…
[spoiler]
Не хотел бы играть в "первенство", но все же до своего поста (утром в понедельник) я не видел публикаций с ответом на простой, очевидный вопрос: были ли фонды библиотеки оцифрованы?
И хочу обратить внимание – именно это главный вопрос в этой истории: как обеспечивается сохранность информационного наследния страны? От пожара, землетрясения, потопа никто не застрахован. А вот обеспечить надежное хранение информации – это можно при любых катаклизмах.
Только вчера в СМИ стала появляться информация по этому поводу. Выясняется, что из 14 миллионов книг библиотеки оцифровано только 7 тысяч. 0,0005- я часть (0, 05%).
Это – в одной из ведущих библиотек страны. А как обстоят дела в целом по стране?
На это ответа нет, специалисты хранят молчание.
Скажу известные, банальные вещи: оцифровка документов важна не только в плане обеспечения их сохранности, но и в плане их общественной доступности. Ценный раритет могут выдать в читальном зале далеко не каждому. И даже для ознакомления с не очень большой исторической ценности не каждый сможет позволить себе приехать с Чукотки или из деревни Калужской области в столицу нашей Родины…
Еще один любопытный и печальный ИТ-момент в истории с библиотекой ИНИОН: при пожаре сгорел и сервер библиотеки, в результате чего перестал сайт библиотеки.
Вопрос: как там у них была реализована ИТ-система? Вполне очевидно – очень ненадежно.
Вот вам наглядная иллюстрация тезиса (ложного!) о ненадежности облаков и надежности варианта "храню все дома".
Я понимаю, что сервер, обслуживающий внутреннюю систему организации, наверное, уместнее и дешевле, разместить на площадки организации. Но зачем тут нужно размещать и Web-сервер? И сам архив (а дело обстоит, кажется, именно так)?
Если падает (сгорает) физический Web-сервер, то восстановление работоспособности Web-сайта занимает, как я понимаю (и как могу сделать с моим личным Web-сайтом в случае "падения" моего хостинг-провайдера), ровно столько, сколько нужно для связывания Интернет-адреса с новым сервером и для перекачки туда копии сайта. То есть это дело минут-часов, никак не более того.
Как же у них там, в одной из ведущих организаций Академии наук, устроено, что с падением физического сервера фактически пропадает и сам Web-сайт?
Сразу есть идея-предложения (сугубо личное) - почему бы вам не рассказать о вашем опыте на одной из наших конференций. Может быть, даже на ближайшей EcoECM (кстати, она перенесена на 27 февраля - http://www.pcweek.ru/ecm/ecosystem-ecm/). Разумеется, это нужно оговаривать с организаторами, но в том или ином варианте, наверное, это реально.
Как должно быть организовано хранение - это понятно и известно. Но, как выяснятся, далеко не всем.
Не сомневаюсь, что гидрометеорологии все, в какой-то мере проще, поскольку там все же данные цифровые и давно получаются автоматически образом. С бумагой проблем больше, в том числе юридических. Но решать их нужно.