НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Вопросы по поводу роуминга между ФНС-операторами

Прочитав пост Ольги Звонаревой ФНС закрепляет требование о предоставлении деклараций в электронном виде и обновляет порядок обмена электронными счетами-фактурами, вспомнил вот о какой теме: как обстоят дела у ФНС-операторов? У тех, кого сама Федеральная налоговая служба называется общим термином "операторы электронного документооборота", которые на самом деле являются не операторами ЭДО вообще, а именно ведомственными операторами, работающими именно в зоне ответственности ФНС.

Так как же обстоят дела у ФНС-операторов, а точнее – с общением бизнес-клиентов в ФНС в электронном виде (которое полностью делегировано оператором)? И тут нужно напомнить, что делегированы им две основные функции: сдача налоговой отчетности (т.е. бизнес-ФНС) и обмен счетами-фактурами (бизнес-бизнес, но под контролем ФНС).
[spoiler]
Вопрос этот вызвал таким обстоятельством: прошлый, 2013-й год, прошел под знаком явной маркетинговой активности операторов (публикации, мероприятия и пр.). А в этом году что-то этой активности не наблюдается. А отсутствие PR-активности, как известно, означает два варианта: или дело "на мази", не до разговоров, или совсем даже наоборот… Так какой же вариант сегодня?

Что касается сдачи налоговой отчетности, то тут особых сомнений нет: ФНС просто жесткой рукой вводит обязательную сдачу отчетности в электронном виде, разумеется, через своих операторов. Тут, правда, встает давний вопрос, почему в старые бумажные времена можно было отправлять документы обычной почтой (или отвозить самому в инспекция) бесплатно, а за дешевую электронную связь нужно платить деньги? Но этот вопрос – риторический, ответ известен: "а если не будут брать - отключим газ".

Интереснее тема обмена счетами-фактурами (тут стоит тот же риторический вопрос: почему бумажном виде – бесплатно, а в электронном – за деньги?). Проблема тут заключается в том, что обмениваться можно только, если оба абонента подключены к одному оператору. А если к разным – "незя". То есть, если бы абоненты МТС могли бы звонить только между собой, в "Билайн" – "незя". Нужен роуминг… За который тоже нужно платить.

Когда я в свое время услышал о нестыковке операторов между собой – я просто поначалу не мог поверить: как такое может быть?

Да, я в курсе, что аналогичные проблемы были (и есть) в сфере "электронного обмена данными" (EDI), обмен данными о товарах между торговыми партнерами. Но там была ситуация "стихийного рынка", когда инициаторами были именно EDI-операторы. Процесс шел "снизу-вверх", появилось несколько стандартов, была конкуренция между ними, потому начали договариваться о взаимодействии между стандартами. И, кстати, вроде бы договорились. Причем хочу подчеркнуть: там каждый оператор не придумывал свой стандарт, стандартов было в пределах пяти…

Но в случае "счетов-фактур" процесс-то идет "сверху вниз"! Им, вроде бы, рулит ФНС…
А на практике получается – не рулит. В результате, у каждого оператора свой собственный стандарт и теперь нужно ломать голову, как их согласовывать.

При том, что казалось бы чего проще: взял счет-фактуру, перевел в электронный файл (в конце концов – отсканировал), приделал к нему электронную подпись, вложил в е-письмо и отправил его по адресу со своего почтового ящика…

Так вот было бы интересно узнать: как обмениваются э-счетами-фактурами (ЭСФ) между собой предприятия, подключеные к разным операторам?

Как я понял, ФНС отдала решение этого вопроса на волю стихии рынка (почему отдала – не понятно, как не понятно, кто ей позволил это сделать). А стихия рынка работает очень просто: когда будет спрос (давление со стороны рынка), тогда и предложение появится.
Хотя при этом давно известно, что актуальные предложения могут формировать спрос (может, предприятия и не хотят иметь дело с ЭСФ, потому что роуминга нет).


То есть процесс "договоренностей" между операторами идет, но как-то вяло.

Вроде бы даже есть (давно, с 2010 года) некоммерческое партнерство "Разработчики и Операторы Систем Электронных Услуг" (РОСЭУ), среди задач которого есть и такая:

формирование технологических стандартов систем электронного документооборота с применением средств электронной цифровой подписи и средств защиты информации;

Но вот посмотрите турнируную таблицу, отражающую ситуацию роуминга на сегодня:




Почти все поле – желтое (идет доработка ПО). Синих квадратиков (произведены тестовые обмены документами) – 10. Зеленый (промышленная эксплуатация) – ОДИН!

На самом деле, у меня никаких претензий к операторам нет – это их дело, как вести бизнес (хотя, конечно, странно, отсутствие роуминга вполне очевидно сдерживает рост спроса).
Вопросы у меня к ФНС и к другим госведомствам – почему они не выполняют функции регулятора рынка? Как вообще возникала ситуация отсутствия единого формата обмена ЭСФ?

И зачем вообще нужно было все это придумывать с ведомственными операторами (которые не могут взаимодействовать друг с другом), если можно легко обмениваться документами через обычную е-почту?

Ольга Звонарева
Думаю, что фраза о том, что "к обмену счетами-фактурами могут быть подключены новые операторы, поэтому, кроме всего прочего, продавцу (покупателю) необходимы сведения о согласии либо несогласии на предоставления сведений другому оператору документооборота" как раз наводит на мысль о том, что договоренности есть и роуминг становится возможным.
И бумажный вариант обмена пока еще никто не запрещал:-) В этом случае запрет неуместен. Особенно если на практике окажется, что выводы не верны и подключение разных операторов к диалогу не возможно.  

Колесов Андрей
как раз наводит на мысль
Почему, когда мы говорим о работе исполнильеных органов власти, то постоянно делаем это в режиме "гадания на кофейной гуще"?

И бумажный вариант обмена пока еще никто не запрещал
Ура-ура-ура!