НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Нужно ли для повышения качества управления внедрять СЭД?

Тема, поднятая в посте "Нужно ли менять блокноты на СЭД", получила продолжение в дискуссиях в ECM-Фейсбук-группе. Да, конечно, нужно разделять уровень корпоративной культуры управления (в данном случае – отношений между начальством и сотрудниками при выдаче и контроле заданий) и вопросы автоматизации этой работы. Хорошо известно, что "автоматизация бардака только увеличивает бардак".
[spoiler]
В целом, то, что именно внедрение ИТ (или даже автоматизация в более общем случае) зачастую заставляет организации заняться анализом эффективности своей систему управления, давно являет общепризнанным фактом. Вот и на недавней конференции RECS 2014 многие выступающие говорили, что именно задача реализации проекта по внедрению СЭД, заставляет значительную долю заказчиков, только в этот момент задуматься о том, что собой представляют используемые бизнес-процессы и что насколько они эффективны.

Но тут возникает вот какой вопрос. Если посмотреть на предложения на рынке СЭД, то нетрудно заметить, что там практически нет "чистых консультантов", а доминируют исключительно внедренцы СЭД, у которых функции консалтинга являются явно вспомогательными и реализуются почти на 100% в рамках обоснования выбора заказчиком именно того конкретного продукта, который предлагается внедренцем. Конечно, есть интеграторы, в арсенале которых есть несколько продуктовых предложений, но на самом деле на практике, эти направления у них выделены в разные подразделения, которые фактически действуют совершенно независимо друг от друга.

Функции же консалтинга по своей природе зачастую входят в противоречие с задачами ИТ-внедрения. В моем представлении, цель консалтинга заключается в том, чтобы с помощью организационной перестройки работы организации (реинжениринга) добиться максимального бизнес-эффекта при одновременном снижении капитально-операционных затрат на собственно ИТ. Понятно, что внедренцу ИТ-системы такая постановка задачи чужда.

И это при том, что порой не очень понятно, зачем вообще нужно внедять достаточно сложные и недешевые решения, так где можно обойтись, что называется "подручными" средствами – электронной почтой, общими файловыми хранилищами?

В этой связи, вспоминаю историю, которая произошла на одной очень крупной зарубежной ECM-конференции (не называю ее только потому, что как говорится в известном фильме "такая же история могла произойти в любом другом городе).. Там среди других докладов о внедрении, была представлена презентация и крупного российского заказчикам по внедрению системы  согласования договоров в виде прикладной настройки на базе мощной промышленной ECM-платформы.

Я сам на той презентации не присутствовал, но в кулуарной беседу потом поинтересовался у наших докладчиков о реакции слушателей. Они мне сказали: "У них был фактически только один вопрос: а зачем вы создавали такую сложную систему? Разве нельзя для этого пользоваться обычной электронной почтой?".

По моим наблюдениям, сегодня "чистых консультантов", не продающих при этом еще и какие-то конкретные продукты, на рынке почти нет. Точнее есть, в виде "большой шестерки" (или уже "чертверки", но они работают в основном на уровне Газпрома…

А вот в советские времена такая работа, если не применялась повсеместно, то, во всяком случае, "продвигалась", в том числе массовыми художественными средствами. Хорошо помню очень-очень неплохой фильм "Собственное мнение" (1977, по пьесе "День отъезда, день приезда", которая с успехом шла в театре Моссовета) как раз об аналитическом исследовании работы крупного завода.

Очень любопытны первые слова, произносимые в этом фильме:
"Сколько они нам дают?" (вопрос – о запросе директора завода на проведение исследования, я, признаться, пересматривая сейчас начало фильма, думал, что речь идет о сроках, ответ меня искренне удивил):
"Денег они не жалеют! (и это – в эпоху расцвета развитого социализма) "

Вот ключевые вопросы, которые были поставлены заказчиком:
почему опытные, инициативные работники все чаще увольняются с завода и переходят на другие предприятия города?

А вот один из главных выводов по результатам исследования: руководство завода решило создать собственную социологическую лабораторию…

Не правда ли, все это очень актуально и сегодня? Искренне советую, посмотреть фильм, как продавцам-внедренцам, так и заказчикам.

Кстати, фильм интересен еще тем, что снимался на Орловском заводе Управляющих вычислительных машин" (Минприборпром, единственное неВПК-министрество, выпускавшее ЭВМ, сначала серии М, потом СМ), я там в свое время бывал не раз, видел живьем…
Имеет смысл посмотреть, как это было 40 лет назад. Этого завода, насколько я знаю, уже давным-давно нет (московские консультанты не помогли, проблемы в экономике страны были намного серьезнее, чем тогда казалось).

Кстати, хочу обратить внимание еще на такой момент. В 70-е годы в театре и в кино была очень популярна производственная тематика, где на очень приличном художественном уровне анализировались вполне конкретные вопросы повышения эффективности работы предприятий, продвигались передовые методы их решения.
Такого уже давным-давно нет…

Но почему бы нашему СЭД-сообществу не скооперировать и не проспонсировать такую деятельность? Как говорится в "12-ти стульях", "давно пора в популярной форме проводить идеи профилактики"…


Несколько из кадров из фильма (пока писал пост, сам решил при случае пересмотреть фильм полностью):





Хронометраж производственных операций:



Поточная линия по пайте "типовых элементов замены". Виден даже процесс пайки в исполнении Елены Прокловой: