При этом коммерческие суда в большинстве своем уже перешли на использование цифровых карт, бумажные используется только в качестве резерва. Судя по всему, они получают такие карты их разных источников, в основном зарубежных, но в будущем смогут использовать и сервисы ВМФ.
[spoiler]
Составление карт – это постоянная работа, которая ведется на основе международной кооперации, регулярном обмене информацией. В России за это дело отвечает 280-е Центральное картографическое производство в Санкт-Петербурге. Информация об изменениях собирается в постоянном режиме (в том числе все суда обязаны сообщать о различиях в информации на картах и в реальной обстановке, например, сиглальный буй на карте есть, а в реальности он уже утонул). В общем, наверное, не стоит пояснять, насколько это важная и сложная работа (собрать, внести изменения, довести до сведения судов) и как тут реально помогают ИТ.
Хочу обратить только на два момента, в контексте наших дискуссий о документах вообще.
1. Тут очень хорошо видно, что есть подлинник, а что – копия. Подлинник – то, что хранится в базе данных 280-го производства, а на судах – копия. Но обратите внимание, что обмен информацией (или документами) тут должен быть очень и очень "юридически значимым", чтобы в случае юридических конфликтов можно было разобраться – кто "напортачил" с картой, забыв, указать на ней подводные риф, или, наоборот, указав, несуществующий пролив.
2. Нужны ли бумажные варианты, хотя бы как резерв? Разумеется, пока они есть, но со временем очевидно отомрут. Хотя бы потом, что это будет очень дорогое удовольствие (их же нужно постоянно обновлять, поддерживать в актуальном состоянии).
Разумеется, возникает вопрос: а что же делать, если на корабле вырубится электричество (этим вопросом задается "главкомы в отставке")? Известно что – использовать запасные батареи… А если и они не будут работать, то, скорее всего, карты экипажу уже будут просто не нужны.
После того как все штурмана привыкнут к электронным картам, они просто не захотят и не смогут эффективно воспользоваться бумажными картами. Как сейчас штурмана уже не используют астрономический метод определения координат места (долго, муторно вычислять и зачем, если есть GPS, локаторы, пеленгаторы).
Если на судне иметь запасной мобильный планшетный компьютер, синхронизированный с основной картой, то отпадет необходимость иметь бумажную карту.