НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Про равноудалённость вендоров СЭД от кормушки

Пленарное заседание RECS 2013 завершилось захватывающей дискуссией, которая затем плавно перетекла в конкретные секции. Показательно, что в дискуссии принимали участие только поставщики и разработчики СЭД, а Минкомсвязи самоустранилось от обсуждения проблематики с практиками, на счету которых тысячи успешных внедрений СЭД самого разного масштаба и профиля.

[spoiler]Приведу наиболее показательные высказывания:

- в России отсутствует госполитика в сфере СЭД, которая заменена пиаром. Имеются лишь единичные проекты автоматизации документооборота госструктур, реализуемые энтузиастами на местах при поддержке своего начальника, и продолжающиеся лишь до тех пор, пока он не перешёл на другую работу. Так, ещё 4 года назад был сделан прототип СЭД для Минкомсвязи на базе СПО, появился репозиторий свободных  наработок-расширений для неё -- и тут пришёл новый министр...

- в некоторых ведомствах (например, в налоговых службах) СЭД внедрены, однако в целом наше государство к ЭД не готово. При этом принимается немало решений-деклараций по переходу на СЭД, но пока они не работают. Разговоры на эту тему ведутся уже 15 лет, а воз и ныне там же;

- в очередных планах российского правительства автоматизация собственного документооборота назначена на 2017 г. Но что мешало реализовать эту задачу раньше, и не помешают ли старые грабли снова? Создаётся впечатление, что смысл работы российского правительства -- это генерация новостей в будущем времени;

- Технологии СЭД уже давно созрели и отлажены на множестве проектов, но во власти никто не хочет этим заниматься. Отсутствует внятная госполитика в сфере СЭД, чиновники не мотивированы -- им надо приказать и дать детальную инструкцию;

- За рубежом в сфере СЭД приняты и действуют сотни стандартов, у нас же таковых единицы. Вдобавок вместо стандартов в госструктурах зарождается новое вредное веяние -- «тиражируемые системы», эффект от которых будет гораздо хуже, чем даже от работы без стандартов. Всем игрокам рынка уже заранее хорошо известно, чья это будет «тиражируемая система», обречённая на победу, и в какой организации загодя эту систему уже вовсю готовят 70 разработчиков с окладами 100 тыс. руб. Ситуация с «национальной СЭД» (неведомо, кстати, что это вообще обозначает) повторяет ситуацию с национальной программной платформой, которая создавалась под конкретную фирму, для чего сроки реализации были умышленно сформулированы нереальными (2-3 месяца).

Кстати, добавлю от себя, в 1990-е гг. мне приходилось общаться с высокопоставленными чиновниками из Государственно-правового управления Президента РФ, где активно использовалась справочно-правовая система (не помню, «Гарант» или «Консультант»). Встретившись со знакомым спустя год, я с удивлением узнал, что вместо предыдущей системы управление перешло на решение конкурентов -- ведомство строго выдерживало политику равноудалённости от вендоров. То есть такого безобразия, которое сегодня творится в сфере автоматизации госструктур, а особенно, крайне вредоносного тренда «тиражируемых систем», не было даже в 1990-е годы!

Что же в итоге предложили участники дискуссии? Необходимо разработать национальные архитектуры систем электронного документооборота и архивов c привлечением экспертов и архитекторов с практическим опытом. За год такую работу выполнить вполне реально. Далее готовится открытый и общедоступный roadmap, чтобы процесс автоматизации документооборота в государственных структурах был прозрачен и понятен всем заинтересованным лицам, и только после этого можно приступать к открытому и обсуждаемому распределению бюджетов.
Сергей Бобровский
Александр Сапожников
Пример с правовыми системами не вполне удачен. Да и остальные рассуждения не выдерживают серьезной критики. Рынок правовых БД более чем консолидирован, выбирая один из 2-х массово распространенных продуктов, никаких экспериментов на себе вы не проводите. Рынок СЭД после 20 лет разговоров остается очень фрагментированным. Равноудаленность-то, как раз, имеет место, если дать себе труд почитать обсуждаемое ТЗ.

В 18 % ФОИВ внедрена СЭД, разработанная индивидуально для ведомства. В 74 ФОИВ внедрено 57 продуктов СЭД 19 типов.
Всего в автоматизации документооборота в 74 федеральных органах исполнительной власти (с точки зрения внедренных ФОИВ) участвуют 39 разработчиков, из которых 34 без участия государственного капитала, 3 с участием государственного капитала и 2 смешанных.

СЭДов много, а счастья нет. Это-то и выступает основным мотивировочным пунктом затеваемых очередной раз недешевых преобразований. Споры, что лучше, одна большая система или много маленьких, никогда не закончатся. Тем временем выстроена инфраструктура и развились программные архитектуры, позволяющие осуществить новый виток мечтаний об идеальном госуправлении.

На мой взгляд, поголовный экзамен госслужащих по русскому языку, математике, географии и истории по программе советской 8-летней школы с отсеиванием со службы не выдержавших, дал бы намного большие результаты для качества управления, чем многократные попытки объясниться по поводу СЭД на тупом канцелярском наречии.
   
Колесов Андрей
СЭДов много, а счастья нет.
Давно знакомая фраза, столь же давно не понятно, что означающая :)

Вопрос по поводу конкурса заключается не в содержании даже конкретного документа (а ТЗ), а в понимании действий министерства и его роли в жизни страны (если угодно, именно так).

А именно: практически все ИТ-проекты министерства проваливаются, ни одни планы не выполняются. Возникается, естественный вопрос: чем на самом деле занимает министерство и зачем оно нужно?

Какое отношение его деятельность имеет к реальной жизни?

Я уже не говорю о том, что НИКТО из экспертов, с которыми я общался (в том числе в сугубо приватном порядке), а это были реальные ведущие эксперты рынка, не может понять даже для самого себя, в чем именно заключается суть конкурса и в чем смысл ТЗ. НИКТО!

И об этом, в том числе открыто сказали, люди сидящие на сцене. А это реально "первые люди отрасли". НИКТО!

При этом их слушали в зале высокопоставленные сотрудники министрества, которые банально не решились выйти и высказать свое мнение. И я лично совершенно точно знаю почему - они тоже не знают этого.