НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Обсуждение актуальных проблем использования СЭД в госорганах. Актуально ли это?

В среду началось (и продолжается до сих пор) довольно интересное обсуждение реальных проблем использования СЭД, инициированное этой начальной записью:



В разговоре приняли участие представители заказчиков, поставщиков, независимые эксперты, даже не эксперты вовсе. Вы сказано много соображений непосредственно по стартовой теме (однократная регистрация документов на одном уровне регионального управления). Наверное, стоило бы сделать выжимку из сказанного, сформулировать "сухой остаток" (наверное, это было бы лучше сделать инициатору разговора). Сейчас хочу посмотреть на обсуждение несколько с иной стороны.
[spoiler]
1. Видно, что на пути расширенного внедрения СЭД, повышения эффективности их применения, есть препятствия. И видно, что нет механизмов из преодоления.

Препятствия возникают во многом потому, что мы упорно пытает заниматься не созданием новых ИТ-систем, на основе новых возможностей ИТ, а создаем "электронные подпорки" для унаследованных архитектур, уходящими корнями в эпоху "времен Очаковских и покоренья Крыма" ("Горе от ума")

Короче говоря, я лично из дискуссии понял, что основной документооборота в региональных структурах является "бумага", а ИТ используются лишь, как "подпорка", его автоматизирующая.

Т.е. мы упорно продолжаем идти по нашему "национальному" пути построения некоторого бумажно-электронного документооборота, реализуя при этом крайне сложные и неэффективные конструкции.

Примерно, как создание летающего автомобиля. Автомобиль сделать можно, самолет – тоже. А вот автомобиль-самолет – практически нереально. Но мы все равно его делаем – "и на Марсе будут яблони расти",

3. Что же мешает нам переходить к эффективным моделям управления документами?
Мешает многое
- бремя унаследованных систем (мы не можем делать все "с чистого листа")
- наш менталитет и привычки
- необходимость серьезной проработки вопросов и наличия ресурсов для этого (в том числе денег)
- …
- устаревшая нормативно-законодательная база.

Препятствий много, а вот как их преодолевать – не очень понятно.

И это "не очень понятно" видно хотя бы просто потому, что этот разговор состоялся на частной Web-площадке, созданной год назад "дилетантом в проблематике СЭД" (как считают, возможно, вполне справедливо, некоторые уважаемые в отрасли эксперты).

Почему же такое обсуждение не прошло на какой-то более подходящей, "профессиональной", площадке? Ответ довольно очевиден: их нет. Или – практически нет.

Если ошибаюсь – поправьте, приведите примеры (но только именно ссылки, а не советы, как искать в Интернете в стиле "пойди туда, не зная куда"!")

4. Отдельно хочу сказать о "нормативно-законодательной базе". Которая у нас сегодня до сих пор построена так, чтобы мы не могли оторваться от бумаги никогда.

Тут у нас на этой неделе в очередной раз состоялся терминологический спор "что такое документ"

Жаль, но подавляющее число участников разговора, высказались за правильность российской формулировки "времен Очакова":

"документ – это информация, зафиксированная на материальном носителе"

Вроде бы, пустяк, о чем тут спорить…Ну, пусть будет на "носителе", стоит ли тут копь ломать....

А вот попробуйте ответить на такой вопрос: что нам мешает оказаться от бумаги?
Я берусь утверждать (и давно утверждаю) – именно это определение, которое упорно продолжает перетаскиваться (весь мир уже давно отказался от него) из одного словаря в другой, из одного закона в следующий…