НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Docflow: гордость и предубеждение

                                                                                                         Чем жизненнее и красочнее становились те гнусные подробности,
                                                                                                        которыми уснащал свою повесть администратор... тем менее
                                                                                                        верил рассказчику финдиректор.


Мало помалу конференция-выставка Docflow стала играть роль прямо противоположную той, ради которой была задумана. Превратившись в единственное событие бессобытийного мира ECM/СЭД, Docflow начала привлекать внимание к тому, от чего хотела бы отвлечь. Так, если вы будете 20 лет проводить конкурсы красоты с одними и теми же участника(ца)ми, зрители от непосредственности впечатлений первых конкурсов поневоле перейдут к рефлексии и размышлениям о бренности земной красоты. Кто опять уже не с нами? (Terralink, а помните, вот был ЭЛАР). Кто сдулся до неузнаваемости? (EMC, а помните, еще агента 007 изображал…). Что скажете новенького? Как, опять ничего?
[spoiler]
Интерес питается новизной. Таковы неумолимые законы шоу-бизнеса, не знающие жалости ни к женщинам, ни к детям, ни к конференциям-выставкам по электронному документообороту.

Нельзя сказать, что устроители не осознают наличие проблемы или ничего не делают для ее решения. Со времен первых публичных нареканий в адрес Docflow (ECMClub, 2009) прошло уже немало времени. ABBYY, не вступая в полемику, отработала несколько оживляющих мероприятие сюжетов. Что было вне возможностей организаторов – улучшение качество контента, создаваемого самими участниками. Уж что есть, то и есть. Официальная часть (говорение) осталась на прежнем уровне. Безыскусные мантры. Интересно, что выступления самих представителей ABBYY, хотя и превосходили по выразительности речи остальных участников (просто потому что ABBYY объективно сильнее и все делает лучше, в том числе, и это) все же не могли избежать общей динамики, увы, и у ABBYY за душой нет ничего нового. И ее массовики-затейники отработали лучше чем ее же писатели-фантасты.

На этом огорчительная часть поста заканчивается и начинается часть как будто утешительная.

Мне кажется, свободе маневра перед лицом драматического устаревания традиционного контента и форматов Docflow препятствует (кроме всего прочего) широкое распространение ряда предрассудков. О них и хотелось бы поговорить.

1. Видимо, считается, что шумные и яркие фестивали свидетельствуют о ничем не колеблемом благополучии участников и их блестящих перспективах. Реальный опыт на деле совсем не таков. Взять ли пир царя Валтасара или, ближе к нам, празднование 300-летия дома Романовых, никакой такой однозначной связи между балами и делами не наблюдается. Невозможно вызвать экономический рост посредством заклинаний или игры духового оркестра. При всем этом настроение людей безусловно очень важно. От уныния ничего кроме уныния не проистекает. Но если люди собрались повеселиться и покалякать, то зачем им притворяться, что они «развивают рынок». Правильно было бы назвать мероприятие «межкорпоративом». Я, например, всегда испытываю на Docflow радость встречи со старыми знакомыми. И мне кажется, я тут не одинок. В конце концов, любым продавцам всегда есть о чем поговорить. Например, о том, что покупатели сами не знают, чего хотят. ;)

Таким образом, следует расстаться с мифом о «развивающей» роли отраслевых мероприятий, подобных Docflow и их знаковости для перспектив рынка. Развивающая роль, очевидно, была, но отыграна много лет назад. Если на конференции-выставке нет новинок (а их нет) и не обозначается какое-либо видение будущего (отличное от того, какое можно было сформулировать 10 лет назад), она никак и не связана ни с каким будущим. Не случайно, один из сильнейших игроков рынка, компания ЭЛАР (кстати, всегда экспонировавшая нетривиальные аппаратные диковины) отказалась от участия в Docflow несколько лет назад. Это мудро. И этот отказ не дает абсолютно никаких оснований для сомнений в деловом благополучии компании или ее положении на рынке.

2. Видимо, считается, что сворачивание проекта свидетельствует о неудачливости и деловой несостоятельности его инициатора. Это не выдерживающий критики предрассудок. Не понятно, почему заголовок «Google закрывает Wave» не воспринимается как угроза легенде Google, а заголовок «ABBYY закрывает Docflow» будет воспринят как некий негатив об ABBYY. Тем более, в одном случае речь идет о технологической инициативе, с которой Google связывал определенные надежды, а в другом – о явно некоммерческом проекте. Docflow – вне всякого сомнения, проект очень и очень успешный. Но успешный не значит – «вечный». ABBYY героически (и практически, в одиночку) сражается за судьбу своего брэнда в условиях крайне неприятной глобальной экономико-инновационной стагнации. Никакой вины ABBYY в дефиците новизны нет. Это общая беда. Повторяющийся, как день сурка, Docflow обнаруживает все то же – бескрылость участников рынка, их покорность судьбе и готовность быть актерами глубоко провинциальной драмы, дожидающимися решения своей судьбы в прихожей мировой экономики. Это где-то обидно, так как в компаниях-участниках Docflow работает множество первоклассных специалистов. На общем тусклом фоне я хотел бы отметить компанию Директум, явно ищущую горизонты, за которые можно надеяться выйти. Новогодний футурологический конкурс, объявленный ECM-Journal, не был случайностью. Пожалуй, Директум, сегодня – единственная компания на рынке, открыто принимающая вызов будущего. Рано или поздно, надо надеяться, такой настрой даст свои плоды. Кстати, также не случайно, что Директум устроил на Docflow непафосный круглый стол по проблемам образования в области информационного менеджмента. Обучение – это управление будущим. Неопределенность будущего – проблемы с образованием. И наоборот.

3. Видимо, считается, что, если о себе не напоминать, то тебя все забудут. Это признак (групповой, отраслевой) инфантильности. Зрелая отрасль не нуждается в постоянном напоминании о себе и с трудом может найти подходящий контент для самопропаганды. Это совершенно не мешает отраслевым лидерам продавать свою продукцию в больших количествах. Плохо себе представляю, какими позитивными информационными поводами могла бы привлечь к себе внимание, например, Саяно-Шушенская ГЭС. Увы, к реально состоявшимся достижениям цивилизации все привыкли и сегодня ежегодные фестивали большой энергетики успеха бы у широкой публики не имели (в 20-е и 30-е это было не так). Натужные же попытки выставить себя Эдисонами, предпринятые в торжественной обстановке, раза с 10-го стали бы вызывать улыбку. Зрелые отрасли генерируют зрелый контент – это финансовые и натуральные показатели, слияния/поглощения, инвестиционные планы, а также сообщения об авариях и катастрофах. Всего этого на Docflow нет. Юные отрасли характеризует обилие историй успеха (повестей о первой любви), настойчивые попытки вербовки неофитов и рассказы про светлое, хотя и не очень определенное завтра. Мне кажется, что завтра ECM/СЭД (таких, какими мы их знаем, а о других мы на прошедшем Docflow ничего все равно не узнали) давно наступило. Все пробуксовки Docflow (IMHO) связаны с несовпадением реальной зрелости отрасли с незрелым форматом ее самопредставления.
     
Впечатления от круглых столов (числом 2) следуют.
Колесов Андрей
Я думаю, что в целом нынешний DOCFLOW прошел ровно также как и предыдущие. Ровно в стиле, выбранном еще несколько лет назад. И этот стиль явно востребован рынком, поскольку проект продолжается...
Павел Плотников
Александр,
Спасибо за лестный отзыв об ЭЛАРе, но на самом деле мы все же немного участвовали в мероприятии. Доклад с Canon, ЭДок - инфоспонсер... Но я полностью согласен с вами - ДокФлоу уже давно превратилась в клуб друзей с ежегодным "заседанием" в Славянской :)