НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

К вопросу о юридической значимости емейл. Случай, произошедший 17 лет назад

В предыдущий двух постах (см. http://www.pcweek.ru/ecm/blog/andrey-kolesov/425.php) среди прочего повторялся и такой вопрос: являются ли сообщения электронной почты (электронные письма) значимыми документами в нашей российской практике? Относятся ли они к категории официальных документов?

Правда, мы так до сих пор и не выяснили, что такое "официальные". Но вот в Moreq2 емейл приводится в перечне не-рекордз.

В моем представлении емейл – это самые нормальные документы, вполне себе официальные. И давно, с тем пор, как я лично стал пользоваться е-почтой в далеком 1993 году.
[spoiler]
Летом того года мой товарищ и коллега по работе Сергей (тогда я еще был сотрудником НИИ) отправился на годичную стажировку (докторантура) в университет Беркли (от Сан-Франциско через мост, на другом берегу залива). Наша дружески-деловая компания на работе прощалась с ним в стиле "поговорим в следующий раз через год".

Но на самом деле все вышло иначе, поскольку выяснилось, что есть уже такая штука под названием email. Разумеется, в нашем НИИ ни о каком доступе в Интернет не было и речи. Как не было и речи о ПК дома: это было ОЧЕНЬ дорого, а с деньгами в стране было в тот момент плоховато.

На мой взгляд, 91-93 гг. – это были самые тяжелые года в истории нашей страны после 41-45 гг. "Дно" прошли в 92-м, в 93-м уже наметился явный подъем, но путь к "светлому будущему" был еще очень туманным.

Весной 93-го начали свободно выдавать загранпаспорта. Но зачем они были нужны – это было не очень понятно: перспектива поездок "за бугор" казалась совершенно нереальной (теперь уже по чисто финансовым причинам, к тому же оказалось, что для этого нужно получать визы).

Напомню, что Интернет был тогда совсем не тот, что сейчас (в России – его просто почти не было). Максимальная скорость доступа по модему через dial-up – 14 Кбит/c, черный DOS-овский экран с интерфейсом в стиле командной строки, основные сервисы – почта и FTP (Web в мире появился только в 1994 году).

Но это уже работало! Примерно так.
Я писал письмо в Лексиконе на работе, записывал на дискету 3.5" Вечером отдавал дискету сыну (который учился в МГУ, но уже работал программистом в небольшой американской компании, создавшей в Москве свое мини-центр разработки. У них был какой-то быстрый доступ в Инет). На следующий день он на работе оправлял письмо, вечером приносил мне ответ (если был), через день я его смотрел, писал ответ… Короче, мы могли общаться с приятелем с периодом в два дня. Это была фантастика!

Примерно в октябре Сергей прислал мне сообщение, что в апреле 1994 г. планируется проведение в г. Индианаполис (штат Индиана, самая глубинка) первой международной конференции как раз по теме моей работы. "Почему бы тебе не попробовать поехать туда?"

Это предложение казалось из области фантастики, но почему-то я на него поддался.
Я написал письмо (емйэл!) в оргкомитет, мне ответил отвсекретарь оргкомитета (профессор местного университета), я отправил ему инфо о себе, тезисы доклада…

Через месяц (ноябрь) приходит сообщение: доклад принят, приезжайте в апреле.

Ок! Научный барьер преодолен, теперь самый сложный – организационный. Денег-то на такую поездку у меня нет, конечно же. Забыл сказать, что всю это переписку я вел сугубо индивидуально, без привлечения администрации НИИ, ни о какой финансовой поддержке с их стороны не могло быть и речи.

Но Серега изначально продумал план!
Как раз в те годы работала программа Сороса  по поддержке подобных поездок для участия российский ученых в зарубежных конференциях. Сергей уже "проходил" по ней и знал, что и как нужно делать.

Я пишу в оргкомитет "нужна помощь Сороса", они пишут запрос в Фонд Сороса. Через месяц-полтора (в начале января 1994) приходит ответ: дали "добро"!

И вот тут начался третий, самый сложный этап – реальная подготовка к поездке, участию в заокеанской конференции, "один, совсем один", на малознакомом языке…
Но это уже совсем другая история.

А вот резюме уже сказанному.

За четыре месяца я провел очень активное деловой общение по решению достаточно серьезных вопросов (попасть в программу, получить спонсорскую поддержку в Фонде, получить разного рода документы от них, получить визу в США).

И уже накануне своего отъезда в далекий Индианаполис в начале апреля, я поймал себя на мысли о том, что все это как-то очень необычно, не так как это было при решении вопросов об участии в наших внутренних научных конференций.

Необычность заключалась в том, что вся деловая переписка шла исключительно с помощью электронной почты! Не было ни одного официального (с нашей точки зрения) документа (подписи, печати, заверка действительности подписи). А ведь решались разного рода серьезные вопросы. Руководство моего НИИ так ничего о мой инициативе и не знало. Я взял очередной отпуск на две недели. И полетел…

Вот такой значимый емейл-оборот приключился 17 лет назад. И продолжается до сих пор.
Колесов Андрей
История очень похожая на мою,

Спасибо!
Тогда и мне нужно немного дописать.
Моя поездка в апреле 1994 - это был переломный момент. Там было очень много всего. В том числе я там купил системный блок 386 (там было дешевле) за 1056 долл (чек сохранился). Это был первый самостоятельно купленный ПК (без НИИ).  С его помощью я и мой небольшой рабочий коллектив смоги перейти от DOS к WIndows и получить очень интересный заказ проект. Выполнив его, я смог расплатиться с долгами по поездке и за ПК (тогда 1000 долл. - это были очень приличный деньги)

Летом 94-го сын передал мне свой адрес электронной почты akolesov@online.ru, которым я пользуюсь до сих пор.
Андреw
Думаю со своим комментом еще не опоздал :-)

Прежде чем дать определение "юридически значимого электронного документа", необходимо вообще понять что же такое "юридически значимый документ" вне информационных систем.
Если я не ошибаюсь, это такой документ, на основании которого могут быть применены какие-либо законные методы воздействия к личности или юридическому лицу.

Прежде, чем продолжу - ИМХО: в нашей стране официальный документ в 99% случаев нужен для прикрытия того, на чем сидим.


Т.е. в нашем (Российском) случае это должен быть документ на бумажном носителе, оформленный в соответствии с ГОСТом (в зависимости от вида документа). И именно на основании этого будет проходить, например, судебное разбирательство о мошенничестве по поддельным документам или отмывании денег через подставные фирмы.

Чтобы вот так же можно было инициировать какое-либо судебное разбирательство на основании электронных документов, нужно сначала создать "правила игры" (ГОСТы, законы, контролирующие органы), выполнение которых было б обязательным для всех играющих, включая гос.органы.

А что у нас?
Если я ничего не путаю, в нашей стране нет какой-то независимой ассоциации (ну или еще какого-либо объединения), которое бы выступало в качестве арбитра в этой игре.Эту роль на себя гребет государство, что не есть хорошо.

Теперь касаемо е-мейла.
принятие бизнес-решения на основании того или иного е-мейла напрямую зависит от уровня рисков, связанных с этим решением. Т.е. если вам придет е-мейл от незнакомца с предложением выгодно купить партию ПК, то скорей всего вы его оставите без внимания (либо попытаетесь навести справки), потому что риск велик.
Если же, как в вашем примере с выступлением на конференции, риск для организатора минимален (ну не приехали бы по другой причине, например не летная погода), то вполне можно принят решение и на основании е-мейла.

Давайте вернемся к торговцу ПК. Что он будет делать, если е-мейл о выгодной сделке придет от проверенного поставщика? Да, он сможет принят бизнес-решение на основании этого е-мейла,
НО (большое и жирное)
ему все равно придется заключать договор о поставке товара (на бумажном носителе (!!) с рукописными подписями и оттисками резиновых печатей), на основании которого он уже будет оплачивать, а поставщик отгружать ПК.... таковы существующие "правила игры", принятые в нашей стране...

А дальше, в какой-нить автоматизированной системе зарегистрируют этот договор, возможно карточку документа со сканом, пустят по какому-либо маршруту, возможно, со ссылкой на него сделают платежку или (скорей всего) просто текстом вобьют номер в основание и , возможно, при выполнении всех этих действий даже будет использоваться ЭЦП...

Но все это всего лишь логирование работы, выполняемой по БУМАЖНОМУ документу... в нашей стране.
Колесов Андрей
принятие бизнес-решения на основании того или иного е-мейла напрямую зависит от уровня рисков, связанных с этим решением.
Я совершенно уверен, что это относится в ЛЮБОМУ документу!

Понятие "юиридически значимый" -- это вероятностная характеристика! Нет, 100-процентно ЮЗД. В любом случае решает человек (в частности суд).
Любой документ имеет некоторый уровнь ЮЗ. Какой именно уровень - это уже можно обсуждать.

ИМХО: в нашей стране официальный документ в 99% случаев нужен для прикрытия того, на чем сидим.
Категорически не согласен с этим.
Мне кажется, что это позиция делопроизводителя, который счиатает, что версь мир крутится вокруг канцелярии.

Чтобы говорить о документах, действительно, нужно ответить на вопрос: зачем они нужны.

А нужны они для того, чтобы обеспечивать функционирование организации, выполнения работы. А не защиты "места"  :)