НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Эффективный документооборот: цель или задача?

 В продолжение дискуссии "В который раз – про оценку эффективности ECM-проектов" хочу сказать, что я предлагаю все-таки новый подход к этой проблеме.
Многие проблемы неэффективности информационных систем закладываются  даже не на этапе проектирования, а на стадии замысла. Причина - плохое знание методологии.
Нельзя вслепую переносить в СЭД существующие "бумажные" процессы.
Почему? Разберем.
[spoiler]
Согласно теории систем, при анализе деятельности  выделяют цели и задачи. Задачи -  промежуточные этапы для достижения поставленной цели.
Задачи определяются инструментами, имеющимися в распоряжении исполнителя.
При изменении инструмента меняются и задачи.
Например, цель- путешествие из Петербурга в Москву.
Ситуация 1. 19 век. Инструменты- коляска с запряженной лошадью. Задачи: найти коляску, получить подорожную и т.д.
Ситуация 2. 21 век. Инструменты- поезд, самолет. автомобиль. В зависимости от выбранного инструмента меняется набор задач для достижения главной цели.
Поэтому я вижу ошибки при проектировании информационных систем: задачи принимаются за цели!
Целью должна быть эффективная основная деятельность.
При бумажном документообороте это обеспечивается одними средствами, а при переходе к СЭД (меняем инструмент!) решаемые задачи должны быть другие!
Цель- не построение эффективного документооборота, а построение эффективной деятельности при помощи информационных систем, СЭД в том числе.
Как это сделать - я очень, очень кратко написала в ответах журналу ИКС, который счел это материал достойным отдельной публикации(большое спасибо!)
Вот ссылка  и, на всякий случай - текст.

=============
Проблема оценки эффективности затрат на ECM-, ERP-, CRM- и иные системы поддержки бизнес-процессов проистекает из объективной невозможности измерить их прямое влияние на прибыль. О механике отслеживания эффективности применения ECM-системы в организации – Ольга ПОДОЛИНА, аналитик компании «Ай-Теко».

Ольга ПОДОЛИНА, аналитик компании «Ай-Теко»Традиционные методики анализа эффективности использования активов, прямо участвующих в создании прибавочной стоимости, к информации неприменимы, равно как и формула «отношение прибыли к общим затратам есть эффективность». Дело в том, что расходы на информационные системы, включая и ECM, – в большинстве случаев расходы косвенные, исчислить которые на единицу продукции можно только с помощью некоторой модели экономического планирования. Обусловлено это тем, что информация – нематериальный актив, участвующий в производстве всегда совместно с материальными и трудовыми ресурсами. Причем внедрение ECM-системы непременно сопровождается изменением бизнес-процессов и трудозатрат.

Особенности анализа эффективности использования системы ECM связаны с тем, что ее влияние на финансовые результаты носит не прямой, а косвенный характер, и осуществляется оно через цепочку причинно-следственных связей. Так, внедрение ECM-системы порождает следующие эффекты:

    улучшается обеспечение всех сотрудников необходимой информацией;
    появляется возможность усовершенствовать операционные процессы (разработку новых продуктов и услуг, производство, отношения с поставщиками, доставку товаров и пр.);
    наличие инструментов работы с неструктурированной информацией позволяет лучше учитывать потребности клиентов и предоставлять им продукцию и услуги более высокого качества;
    понимание потребностей клиентов дает возможность привлекать новых и сохранять старых клиентов, повышать объем продаж каждому из них, а также их прибыльность;
    увеличение количества клиентов и прибыльности каждого клиента приводят к росту совокупной прибыли.
Таким образом, внедрение ECM-системы – это только первый шаг к улучшению всей деятельности компании. Для достижения реального эффекта нужно выполнить множество дополнительных условий. И для его измерения необходимо оценивать весь комплекс изменений трудовых и материальных затрат после внедрения системы ЕСМ, причем еще и на протяжении некоторого времени. Детальная модель оценки часто оказывается неоправданно сложной и трудоемкой, поэтому обычно ограничиваются частными оценками.

Внедрение ECM-системы должно идти в русле ECM-стратегии, которая является разделом стратегии управления информацией (не путать с ИТ-стратегией!), разработанной в соответствии с общей бизнес-стратегией компании. При этом следует учитывать, что информационные системы эффективны для реализации той конкретной стратегии, для которой они были созданы. Если стратегическое соответствие обеспечено – ИТ-системы оказываются высокоэффективными. Если же такого соответствия нет, они благополучно работают и выполняют свои задачи, но ярко выраженного эффекта не дают. Поэтому для достижения стратегического соответствия ECM-системы нужно настраивать.

Готовой методологии не существует, но мы над ней работаем. Первый шаг – создание методики выработки ECM-стратегии на основе бизнес-стратегии, описанной в методологии сбалансированной системы показателей. Через стратегическую карту можно проследить причинно-следственные связи и определить, автоматизация каких именно процессов работы с информацией даст не просто количественное улучшение показателей, а качественный рывок в деятельности.
В конечном счете единственный объективный критерий эффективности внедрения ЕСМ-системы – улучшение показателей деятельности, предусмотренное общей бизнес-стратегией предприятия.
Ольга Подолина
Подсознательно мучает вопрос об эффективности рассмотрения стратегии развития бизнеса и корректности перехода на ее основе в термины эффективности СЭД и ЕСМ, особенно в свете
может быть сведен к нулю и даже отрицательной величине неправильными оргмероприятиями
 СЭД и ECM- это инструменты, и их нужно уметь использовать.
   Чем мне нравится Система сбалансированных показателей, так это возможностью отследить неэффективность организационных мероприятий.
 Показатели в ССП- это возможность отслеживания причинно-следственных связей. Общую логику можно обрисовать так "Если вы позаботитесь о своих сотрудниках, они позаботятся о Ваших клиентах, а они позаботятся  о Вашей прибыли".
 ССП включает, как правило, 4 главных раздела:
-финансовый;
-клиентский;
-внутренних бизнес-процессов;
-обучения и развития.
 Информационные системы - это из раздела "Обучение и развитие".
   Нужно проследить причинно-следственные связи:
- как внедрение информационной системы улучшает внутренние бизнес-процессы
-как улучшение бизнес-процессов позволяется улучшить предложение потребительской стоимости клиентам( клиентов должно становится больше, а каждый клиент должен приносить больше прибыли)
 -а изменение показателей удовлетворенности клиентов должны повлиять на рост прибыли.
    Поэтому при помощи ССП можно не только спроектировать СЭД и ECM для осуществления конкретной стратегии, но и затем отследить, насколько эффективно она используется.
   В ССП выделяют две группы показателей: опережающие и результирующие. Основная ошибка- составлять ССП только из результирующих показателей: рост прибыли, объем выручки, процент рынка. Что вы можете предложить клиенту, чтобы он ринулся покупать и покупать? Насколько он удовлетворен? Вот это - опережающие показатели.
Алексей
Очень интересно. А если речь идет о случае где нет явных клиентов "готовых покупать"? Допустим, единый крупный заказчик или вообще, целью деятельности получение прибыли не является или оно второстепенно.
Ольга Подолина
 
Очень интересно. А если речь идет о случае где нет явных клиентов "готовых покупать"? Допустим, единый крупный заказчик или вообще, целью деятельности получение прибыли не является или оно второстепенно.
 Одна из сфер применения ССП- описание эффективности деятельности некоммерческих и государственных организаций, у которых нет цели- получение прибыли.
 В качестве примера для своих лекций я взяла пример из книги Нортона и Каплана- система сбалансированных показателей сухопутных войск США.
 Финансовая составляющая у них остается, но не показатели прибыльности, а как показатель объема затрат, необходимых для обеспечения полноценного предложения потребительской стоимости.
 
Миссия сухопутных войск США была сформулирована в виде двух ключевых компетенций:
-обучать и экипировать солдат и выращивать лидеров;
-обеспечивать боеспособность сухопутных войск.
 Вместо клиентов у армии США были заинтересованные стороны:
-американский народ;
-Конгресс;
-военачальники.
 Были сформулированы ключевые цели:
-сформировать безопасное окружение;
-обеспечить быстрое реагирование;
-мобилизовать армию;
-обеспечить насильственное вторжение;
-обеспечить наземное превосходство;
-поддерживать гражданские власти.
 Составляющая внутренних бизнес-процессов опиралась на четыре стратегические направления:
-поддерживать текущую боеготовность для участия в глобальной войне с терроризмом;
-создать единую взаимозависимую инфраструктуру;
-трансформировать армию в реальную силу будущего;
-оптимизировать вклад резерва.
Вместо финансовой составляющей сухопутная армия использовала составляющую ресурсов, чтобы отразить свою способность получать людей, фонды, инфраструктуру, военные сооружения и учреждения, необходимые для эффективного выполнения миссии армии, в пределах разумного периода времени.
Соответственно должны быть описаны бизнес-процессы и разработаны информационные системы для информационной поддержки указанных бизнес-процессов.
Критерии эффективности этих систем - выполнение целей, поставленных перед армией в интересах всех заинтересованных сторон: и американского народа, и Конгресса, и военачальников.
  И критерии эти - не количество зарегистрированных входящих, как мне пытаются навязать на некоторых проектах..
    Если Ваши интересы- наука, могу привести пример из этой сферы. Так, у меня в лекциях  был пример некоммерческой организации - Диабетологическая ассоциация.