НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Чем "евангелизм" отличается от "маркетинга"

Вчерашний пост Почему на российском рынке СЭД мало (или просто нет) евангелистов? вызвал не очень большую, но все же очень характерную дискуссию, которая мне лично показала еще раз, что с евангелизмом у нас на СЭД-рынке дела обстоят на очень хорошо. Точнее, нет, по-другому, - наш СЭД-рынок еще до "евангелизма" не очень дорос. Что отражает уровень развития, зрелости рынка…

А дискуссия там пошла не о том "почему мало?", а "что такое евангелизм?". И сама постановка вопроса "что такое?" четко показала, что его нет…

Для понимания сути вопроса я предлагаю использовать такую упрощенную "реферативную модель".
[spoiler]
Есть такое дело: убеждение "говорящими" (выступающими с трибун, пишущими в СМИ, блогах) в чем-то "слушающих".
Если мы говорим о евангелизме, то тогда мы обязаны сказать, что такое "не-евангелизм" (также как, говоря про "облака", мы должны сформулировать, что такое "необлака").

Так вот "не-евангелизм" – это то, что в народе называют "маркетинг" (не исходном смысле слова – "изучение рынка", а в бытовом смысле - "запудривание продавцами могзов покупателей").

Я предлагаю такое понимание:

Маркетинг – это продвижение товаров и услуг
Евангелизм – продвижение идей и концепций


Разница примерно на таком же качественном уровне как "реклама" и PR (хотя у нас тоже постоянно путают эти два дела).
Другие аналогии – ремесло и творчество, простое обновление оборудования и внедрение инновационных технологий…

Понятно, что граница между маркетингом и евангелизмом весьма условна, но смысл довольно очевиден: маркетинг решает краткосрочные вопросы бизнеса и имеет очень четкие критерии оценки (увеличение продаж, числа клиентов), которые достаточно легко считаются, евангелизм – это стратегия более отдаленного развития, когда посчитать эффекты порой просто не возможно.

По своей сути евангелистами изначально являются "независимые эксперты", интересы которых не связаны (во всяком случае, напрямую) с продажами. В том числе, аналитики, ученые, СМИ…

Маркетинг – это тактика, евангелизм – стратегия. Евангелизм появляется на рынке, когда появляется стратегия, его отсутствие отражает отсутствие стратегии, понимания и видения перспективы развития.

Алексей Воронин вчера по теме евангелизма написал свой пост, где отмечает, что евангелизм в ИТ пришел на вам от западных компаний. Это так. Но он у них появился не потому, что они западные и большие, а потому что у них есть стратегия
Хотя понятно, что наличие стратегии связано с размерами бизнеса, но не только. Она связана и с другими вещами, например, с наличием долгосрочного планирования (у нас в России "объемы" есть, а вот с долгосрочностью – намного хуже).

Так вот, возвращаясь с отечественному СЭД-рынку. Тактика у нас есть, а до стратегии нам еще предстоит расти. Тогда и евангелизм появится. А пока же занимаемся продвижением товаров (своих), а не концепций (общеотраслевых).

P.S. Уже написав этот текст, увидел небольшое обсуждение темы в ECM-записи на Фейсбуке.

Константин Синюшин 19 сентябрь г. 10:50

Нет бюджетов на евангелизм :-)

Мне кажется, это демонcтрация такого "вульгарно-коммерческого" понимания темы, когда считается, продвижением (неважно чего, в том числе и идей) могут заниматься только специально "оплаченные" люди.

Хочу возразить Константину: бюджеты – это следствие, а причины – нет стратегии. А стратегии нет, потому что, как говорится в пьесе "Волки и овцы" –
"За что нас Лыняев волками-то называл? Какие мы с вами волки? Мы куры, голуби... по зернышку клюем, да никогда сыты не бываем".

Александр Сапожников
Было бы интересно познакомиться с конкретикой: каких идей? на каких направлениях?

Понимаю, что у вас может не быть времени для детализации, но все же, повторю, интересно.

По части мобильных телефонов, вы, как и я - рядовой потребитель. Вас долго убеждали купить трубку?

Мне кажется, что все принципиальные технические новации - железные дороги, самолеты, радио, компьютеры и т.п., массовый потребитель встречал на ура, все это было, скорее, аргументом пропаганды (новой религии), но не ее результатом. Наверное, какие-то бабушки из каких-то предубеждений так и не попробовали полететь на самолете, но прогресс их не заметил. Не надо забывать, что возрастной состав населения начала XX века сильно отличался от нынешнего.

Специфика нынешней ситуации в том, что исчерпавшим свой заинтересовывающий потенциал ИТ никто не наследует. На смену технологической волне пришло затишье. Никакие евангелисты по должности сами по себе изменить эту ситуацию не в состоянии.

Я не согласен с вами, что евангелистов нет. Их с избытком, но никто не верит их проповедям.
Колесов Андрей
Разбираться в истории и в логике развития-продвижения ИТ  - это отдельная тема, и я не считаю нужным для себя ее развивать.

Давайте разберем, о чем мы тут говорим.

Судя по всему, по тезисам данного поста у вас особых возражений нет.
Хочу напомнить, что тема началась с того, что топ-менеджер ведущей российской компани высказал мнение о том "что в СЭД отрасли наблюдается нехватка евангелизма." Я с ним этим согласен.

А вот в "облаках" евангелистов полно. Но они, по моему, в большинстве своем -- очень слабые. Потому им не верят. Тоже согласен.
leonid
Проповедники - люди из народа, рыбаки. пахари, мытари и работали среди народа, "на земле". Книжники и фарисеи никому не нужны, умников во все времена не очень любят. Разработчики, аналитики, консультанты посмотрите на адрес ваших идей. Низший и средний офисный персонал не искушенный в IT-технологиях. Они освоили WORD, OUTLOOK и им достаточно. Внедрение какой-либо системы учета - для них напасть и лишние проблемы. На обсуждениях вопросов внедрения начальник отдела делопроизводства говорила: "Вы не знаете. как мы работаем". А я и не знал, зачем? У меня красивые идеи, пусть они поднимаются, проникаются. Огромная организация - структура аморфная. Что ни сотрудник - звезда и сам себе начальник.  А учетная политика!!! Господа, никогда не забывайте об учетной политике.Что, как, какими способами учитывать. Море живых юридических лиц и у каждого свои особенности. Ныряйте туда. Поработайте на внедренных системах, повводите документы и попробуйте потом их найти, посмотрите как останавливаются пайдоксы и глобусы на второй тысяче единиц хранения, пообщайтесь с персоналом и узнайте их мнение.
Разработчики, аналитики. консультанты - вы слишком высоко и с сожалением смотрите вниз.
Нда.... Среди вендоров большого количества евангелистов не будет.
Андрей, в одной из заметок по внедрению АйТи элементов бизнес-процессов в ECM вы еще удивились, что бывают ECM  без процессов. И посетовали, что, возможно, отстали от жизни. На самом деле, это одна сторона жизни, сторона разработчиков и победных рапортов о внедрениях. Я предлагаю посмотреть на вопрос со стороны организаций, куда это все внедрялось, мнение руководителей, сотрудников - какую-то информацию я могу предоставить.
Кстати. у Ньютона (Документум, Альфреско) были похожие рассуждения. За Альфреско его можно считать евангелистом.