А дискуссия там пошла не о том "почему мало?", а "что такое евангелизм?". И сама постановка вопроса "что такое?" четко показала, что его нет…
Для понимания сути вопроса я предлагаю использовать такую упрощенную "реферативную модель".
[spoiler]
Есть такое дело: убеждение "говорящими" (выступающими с трибун, пишущими в СМИ, блогах) в чем-то "слушающих".
Если мы говорим о евангелизме, то тогда мы обязаны сказать, что такое "не-евангелизм" (также как, говоря про "облака", мы должны сформулировать, что такое "необлака").
Так вот "не-евангелизм" – это то, что в народе называют "маркетинг" (не исходном смысле слова – "изучение рынка", а в бытовом смысле - "запудривание продавцами могзов покупателей").
Я предлагаю такое понимание:
Маркетинг – это продвижение товаров и услуг
Евангелизм – продвижение идей и концепций
Разница примерно на таком же качественном уровне как "реклама" и PR (хотя у нас тоже постоянно путают эти два дела).
Другие аналогии – ремесло и творчество, простое обновление оборудования и внедрение инновационных технологий…
Понятно, что граница между маркетингом и евангелизмом весьма условна, но смысл довольно очевиден: маркетинг решает краткосрочные вопросы бизнеса и имеет очень четкие критерии оценки (увеличение продаж, числа клиентов), которые достаточно легко считаются, евангелизм – это стратегия более отдаленного развития, когда посчитать эффекты порой просто не возможно.
По своей сути евангелистами изначально являются "независимые эксперты", интересы которых не связаны (во всяком случае, напрямую) с продажами. В том числе, аналитики, ученые, СМИ…
Маркетинг – это тактика, евангелизм – стратегия. Евангелизм появляется на рынке, когда появляется стратегия, его отсутствие отражает отсутствие стратегии, понимания и видения перспективы развития.
Алексей Воронин вчера по теме евангелизма написал свой пост, где отмечает, что евангелизм в ИТ пришел на вам от западных компаний. Это так. Но он у них появился не потому, что они западные и большие, а потому что у них есть стратегия
Хотя понятно, что наличие стратегии связано с размерами бизнеса, но не только. Она связана и с другими вещами, например, с наличием долгосрочного планирования (у нас в России "объемы" есть, а вот с долгосрочностью – намного хуже).
Так вот, возвращаясь с отечественному СЭД-рынку. Тактика у нас есть, а до стратегии нам еще предстоит расти. Тогда и евангелизм появится. А пока же занимаемся продвижением товаров (своих), а не концепций (общеотраслевых).
P.S. Уже написав этот текст, увидел небольшое обсуждение темы в ECM-записи на Фейсбуке.
Константин Синюшин 19 сентябрь г. 10:50 Нет бюджетов на евангелизм |
Мне кажется, это демонcтрация такого "вульгарно-коммерческого" понимания темы, когда считается, продвижением (неважно чего, в том числе и идей) могут заниматься только специально "оплаченные" люди.
Хочу возразить Константину: бюджеты – это следствие, а причины – нет стратегии. А стратегии нет, потому что, как говорится в пьесе "Волки и овцы" –
"За что нас Лыняев волками-то называл? Какие мы с вами волки? Мы куры, голуби... по зернышку клюем, да никогда сыты не бываем".
Понимаю, что у вас может не быть времени для детализации, но все же, повторю, интересно.
По части мобильных телефонов, вы, как и я - рядовой потребитель. Вас долго убеждали купить трубку?
Мне кажется, что все принципиальные технические новации - железные дороги, самолеты, радио, компьютеры и т.п., массовый потребитель встречал на ура, все это было, скорее, аргументом пропаганды (новой религии), но не ее результатом. Наверное, какие-то бабушки из каких-то предубеждений так и не попробовали полететь на самолете, но прогресс их не заметил. Не надо забывать, что возрастной состав населения начала XX века сильно отличался от нынешнего.
Специфика нынешней ситуации в том, что исчерпавшим свой заинтересовывающий потенциал ИТ никто не наследует. На смену технологической волне пришло затишье. Никакие евангелисты по должности сами по себе изменить эту ситуацию не в состоянии.
Я не согласен с вами, что евангелистов нет. Их с избытком, но никто не верит их проповедям.
Давайте разберем, о чем мы тут говорим.
Судя по всему, по тезисам данного поста у вас особых возражений нет.
Хочу напомнить, что тема началась с того, что топ-менеджер ведущей российской компани высказал мнение о том "что в СЭД отрасли наблюдается нехватка евангелизма." Я с ним этим согласен.
А вот в "облаках" евангелистов полно. Но они, по моему, в большинстве своем -- очень слабые. Потому им не верят. Тоже согласен.
Разработчики, аналитики. консультанты - вы слишком высоко и с сожалением смотрите вниз.
Нда.... Среди вендоров большого количества евангелистов не будет.
Андрей, в одной из заметок по внедрению АйТи элементов бизнес-процессов в ECM вы еще удивились, что бывают ECM без процессов. И посетовали, что, возможно, отстали от жизни. На самом деле, это одна сторона жизни, сторона разработчиков и победных рапортов о внедрениях. Я предлагаю посмотреть на вопрос со стороны организаций, куда это все внедрялось, мнение руководителей, сотрудников - какую-то информацию я могу предоставить.
Кстати. у Ньютона (Документум, Альфреско) были похожие рассуждения. За Альфреско его можно считать евангелистом.