НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Конкуренция и емкость рынка СЭД-ECM

Дискуссия в посте о конкуренции на российском СЭД-рынке, как-то саа собой вылилась в вопрос о том, что происходит на рынке в целом – он развивается или стагнирует?

Я тут сразу приведу картинку, о которой будет речь дальше.



В комментариях на пятничный пост от двух экспертов была высказана примерно общая позиция:
[spoiler]

Михаил Романов
09.02.2012 15:51:19

А я рискну предположить, что все даже еще печальнее.
Рынок СЭД "схлопывается":
- "крупняк" правктически закончился (все уже озаботились выбрать вендора или начать свою разработку)
- "середняки" предпочитают искать решения подешевле и ужиматься на всем (на внедрениях, на лицензионных отчислениях, ...)
- с мелким бизнесом вообще большинство лидеров рынка работали по остаточному принципу - купят/не купят картины не изменит.

По большому счету остались госорганы, но они никак не ориентируются на аналитику с рынка.
Александр Сапожников
10.02.2012 13:38:08

…Собственно же рост рынка (185 млн. долл. в 2011 против 170 млн. долл. в 2007) - 9% за 4 года, мягко говоря, не впечатляет.

Лично мне не очень понятно: на чем основаны такие мнения.

По моим оценкам, как этот рынок развивается довольно активно. Поясню, на чем основано это мнение

Российский ИТ-рынок пережил в 2008-2008 гг. серьезный спад. ERP-сегмент вышел на докризисные показатели только в 2010. По ряду признаков можно говорить, что СЭД приодолен кризис с мЕньшими потерями. И этот сегмент в целом развивается быстрее, чем ИТ-рынок в среднем.

Есть исследования по миру (вот, кстати, статья по исследованию Forrester, там даже уже получилась небольшая дискуссия по содержанию). Они говорят о росте рынка в мире, а в России обычно подобные тенденции проявляются сильней.

Число поставщиков в России не сокращается, более того, выходят новые (например, на базе SaherPoint), а это само по себе говорит о то, что рынок расширяется (иначе бы число участников сокращалось_.

Видна маркетинговая активность СЭД-поставщиков, их инвестиции в развитие своего бизнеса и продуктов. Рост числа публикаций, информационных ресурсов, рекламы  – это тоже отражение роста рынка.

Александр Сапожников в своем комментарии обосновывает вывод о стагнации использованием данных исследований. По этому поводу в нас там состоялся обмен мнениями, кратко моя позиция такова: данные о "деньгах" не очень (мягко говоря) достоверны, а за последние два-три года и просто нет.

Но хотелось бы остановиться на тезисе Михаила Романова "рынок СЭД схлопывается"

А что такое рынок СЭД, что такой СЭД? (уже задавал этот же вопрос немного по иному поводу {url=http://www.pcweek.ru/ecm/blog/ecm/2416.php]в утреннем посте[/url].

Если речь идет об автоматизации работы по учету входящих-исходящих документов (причем – бумажных) – это одно дело. А если обо всем комплексе ECM-задач – совсем иное.

Если бы мы в начале 90-х говорили о направлении "подготовки документов" и при этом за критерии оценки брали бы число продаваемых пищущих машинок (а в качестве инсталлированной базу – сотрудников машбюро организаций), то могли точно говорить, что это направление "схлопнулось" до нуля.

В тот-то во многом и наша проблема с пониманием СЭД: мы все чаще используем в разговорах понятие ECM, а на самом деле подразумевает всю ту же автоматизацию канцелярии.

Например, недавно на одном мероприятии обсуждалась тема использования мобильных технологий в СЭД. И в результате сложилось мнение, что мобильные вещи нужны в организации только для поддержки 1-3 первых лиц. А почему не бОльшего числа людей? Очень просто: потому что на самом деле рассматривалась СЭД, рещающая исключительно задачи управленческого документооборота, причем в организациях, где мобильных сотрудников нет "как класс".

Второй момент по теме "что такое рынок СЭД?".

Если принять за основу определение

СЭД – это информационная система предприятия, решающая определенный класс задач.
то возникает вопрос:
- "объем рынка" – это затраты заказчиков на создание, внедрение и сопровождение,  у себя СЭД?
- или это объем продаж поставщиками некоторых инструментов для создания СЭД?

Это совсем не одно и то же. И для СЭД – особенно.

Если для ERP соотношения этих объемом можно оценить не менее 90% (или даже 99%), то для СЭД ее просто невозможно оценить, но можно предполагать, что она никак не более 50%.

Я изобразил ситуацию в виде условной, утрированной картин, приведенной в начале.. Но суть вопроса тут понятна: чтобы говорить о динамике развития рынка СЭД нужно сначала определиться с его структурой, включая понятийную базу.
Колесов Андрей
На пост откликнулся в ФейсБуке независимый эксперт Константин Синюшин:

Конечно развивается: клиентам наконец то продали пятнадцать лет всеобщей работы о необходимости электронного документе рота и что парадигма успела сменится уже никого не волнует еще лет на пять роста рынку СЭД в России хватит